Во времена Советского Союза Батайск был крупнейшим железнодорожным узлом, который гордо именовался "воротами Северного Кавказа". В общем-то, и на сегодняшний день станция является важным объектом для СКЖД, который имеет две сортировочные горки: северную (32 пути) и южную (24 пути). Представляете масштаб?
Так вот, эти самые "горки" нужны для расцепки, сортировки и последующей сцепки вагонов. Процесс выглядит так: вагон отцепляют от одного состав, буквально спускают с горки на необходимый путь, где он и цепляется уже к другому составу.
А во время спуска звучит звук и скрежет тормозов, который слышен всей центральной и южной части города...
Неудачный переезд
Вечерами шум особенно слышен - скрипучий визг оглашает всю округу. Сергей Хасанов стал батайчанином в феврале 2017 года, когда вместе с семьей переехал в наш город. Новоиспеченные горожане купили квартиру в переулке Книжном. Когда приобретали, все устраивало - самый центр, школа и детский сад рядом, под рукой рынок и вокзал. Кто мог подумать, что вокзал станет причиной невыносимых мучений? Скрежет, шум и грохот от "железки", а точнее - от южной горки долетает до 4 этажа, где живет семья Хасановых. Примечательно, что при выборе жилья, горка молчала, а признаки жизни подала позже.
- Мы хотели перебраться поближе к донской столице. А теперь просто не можем нормально существовать. Ведь поезда тормозят и сцепляют практически ежедневно, и от этих звуков нигде не спрячешься, - рассказал Сергей Борисович.
Мужчина был вынужден заняться решением этой проблемы. И как выяснилось, он оказался не единственным, кому железная дорога не давала покоя в прямом смысле этого слова.
За помощью и содействием
Уже 6 февраля прошлого года батайчане отнесли общую жалобу начальнику ж.д. станции Батайск Аркадию Шестакову.
Ее подписали жители домов №33 8, 10, 12, 13, 15 переулка Книжного, а также родители деток, которые ходят в детские сады «Голубой вагон» и «Колокольчик». Всего было собрано около 30 подписей семей.
Люди просили у чиновников помощи и содействия. Тем более, что у них были на то основания: они вызвали санитарную комиссию, которая пришла к выводу, что в районе налицо - нарушение норм. Шум составляет 130 децибел, при норме 40-55 для квартир и 60-70 для территорий, прилегающих к жилым зданиям.
- Сейчас мы, пожилые люди, дети, все, кто оказался в этом шумовом аду, просто глохнем от визга тормозных систем на горке, ударов сцепок на вагонах, - написали возмущенные люди.
При этом они не требовали закрытия станции, вовсе нет. Ее необходимость и значимость ни у кого не вызывает сомнений. Другое дело - как выживать тем, чьи дома оказались поблизости?
Батайчане предложили СКЖД свое решение - установить шумопоглащающие экраны непосредственно на протяжении движения поездов от начала и до окончания действия тормозных систем. Экраны, по мнению батайчан, должны быть высотой не менее 6 метров и на металлической основе.
"Реконструкция не предусмотрена"
Руководство СКЖД выслушало людей и признало наличие проблемы. Но - расписалось в своей непоследовательности.
Так, в ответе за подписью начальника станции Батайск А. Шестакова, главным аргументом для людей приведен тот факт, что сортировочная станция... работает давно!
- И этот процесс остановить не представляется возможным! - подчеркнул Шестаков. - Вместе с тем, руководство СКЖД понимает свою ответственность перед жителями города , поэтому в программе развития дороги на ближайшие годы заложен ряд мероприятий... по снижению шумового воздействия при работе сортировочных станций.
Такой ответ получил 7 марта 2017 года батайчанин И. Кияшев, озадаченный тем же, что и Сергей Хасанов.
А вот их "соратница" Татьяна Изюмская 20 июля прошлого года получила от ж.д.чиновников несколько иной ответ на свое обращение. В письме за подписью заместителя главного инженера дороги В. Королева, "реконструкция станции Батайск планами ОАО «РЖД» не предусмотрена". Иными словами, местное ведомство просто отписалось от своих земляков, пообещав мифические "тихие" горки.
При этом их ростовское руководство рассазали о неких "испытаниях", которые, якобы, идут на узле:
- ОАО «РЖД» проводится работа по разработке и внедрению устройств, снижающих уровень шума на сортировочных горках. После получения положительных результатов испытаний будет рассмотрена возможность применения данных утсройств на станции Батайск, - сказано в ответе за подписью того же Королева.
Таким образом, батайчане получили три противоречащих друг другу ответа. А потому пошли дальше - в Администрацию президента РФ. Поскольку ночами, в общем-то, не уснуть, время, как говорится, есть.
Что сказал Путин?
Ответом для батайчан из центра московские чиновники занимались несколько месяцев. Самое главное ведомство в стране согласилось - нормы нарушены. Но в силу объективных причин. Ведь станция строилась в 1912 году, дома - тоже давно, а с тех пор все СНИПы существенно изменились.
А потому - надо ждать. Чего? "Инвестиционного развития". Этот мудреный термин и стал последней картой московских бюрократов, так и не ответивших толком на жалобу людей. Ведь ни сроков, ни конкретных мер по уменьшению шумового воздействия указано в ответе Администрации Президента не было.
Редакция БВ, в свою очередь, направила еще один запрос руководству железной дороги, ответ на который придется ждать.
А батайчане ждать не намерены. Их нервы - не стальные рельсы. И пока еще не оглохли, люди обратились в прокуратуру области, и к Уполномоченному по правам человека Дона.
А между тем...
Шум в 100 децибел может привести к глухоте
По санитарным нормам, допустимым уровнем шума, который не наносит вреда слуху, принято считать: 55 децибел в дневное время и 40 децибел ночью. Об этом сообщает сайт blogozdorovie.ru. Если уровень шума достигает 70-90 децибел и продолжается длительно, процесс может привести к заболеваниям центральной нервной системы. А длительное воздействие шума более 100 децибел может сделать человека абсолютно глухим.
Юлия Дорошенко