Они не верят в прогресс, и их не особо волнует происходящее за пределами «цыганского гнезда». Как и несколько веков назад, большинство из них живет в мире без удобств и не умеет читать. Наш очередной рейд - в цыганский квартал Западного Батайска
Первые «кочевники» обосновались здесь еще в 1974 году, сейчас количество цыганских семей перевалило за три сотни. Они просто строят деревянные избушки из подручных средств на свободных землях, и этот незаконный архитектурный ансамбль переносит наш город в какие-то доисторические времена.От улицы Горького, ведущей по Западному Батайску, странные и неприглядные строения закрыты обычными батайскими домами, но с другой стороны кипит совсем другая жизнь, скрытая от посторонних глаз. Здесь самовольно «наштампованы» более 30 домов. Обычно это несколько маленьких комнат, в которых ютятся по 5-10 человек. Зато практически в каждом дворе - автомобиль. Улицы, которых нет ни на карте, ни в каком-либо официальном документе, «градостроители» назвали «Болотная» и «Заболотная».
Здесь запросто можно устраивать экскурсии, рассказывая о быте молдавских цыган-лужевников. Именно так называют себя представители осевшего табора.
- Большинство из них прописаны в домах на улице Полтавской, и фамилий насчитывается не так много. В основном - Афанасьевы, Христо, Михаи и Иванусы, - рассказал участковый инспектор Сергей Чуков.
Милиционеры в цыганском таборе - частые гости. В основном, проводят проверку на предмет соблюдения паспортного режима. Местные жители, завидев милицейские УАЗики, выбегают на улицу и пристально наблюдают за происходящим. Из толпы доносятся крики возмущения, некоторые еле сдерживаются, чтобы не перейти на мат.
Более миролюбивые цыгане охотно рассказывают о своих исторических корнях и проблемах. Цыганский табор по сути - это община, проживающая в определенной местности. Почему для жизни был выбран именно Койсуг, местные объясняют довольно просто - на окраине была свалка, ее расчистили и построили дома.
Барона, который считался в таборе главным, и чье слово являлось законом, несколько лет тому назад не стало. С тех пор за советом и помощью каждая семья идет к своему отцу либо деду - старшему по возрасту.
- Наш табор во всей Ростовской области передовой, - с гордостью говорит тезка известного американского актера Джонни Михайлович Афанасьев. Столь экзотическое имя ему дали родители, на которых произвел впечатление главный герой фильма «Лимонадный Джо».
«Передовой» в понимании Джонни - значит, не занимается криминалом и чтит свои традиции.
По его словам, они одни из немногих цыган, которые занимаются лужением металла. То есть нанесением тонкого слоя олова на поверхность изделий из металла для защиты их от коррозии.
Заказчики, в основном, - небольшие сельские пекарни. Купить новую заводскую емкость для замеса теста или цепь для оборудования селянам не по карману, и они обращаются к цыганам-лужевникам.
- Работа эта очень трудоемкая, иногда на нее уходят месяцы, - говорит Джонни Михайлович. - Заказчику к нам обращаться выгодно. Если новый чан обойдется в 16 тысяч, то привести в порядок прежний, вышедший из строя, - на 60% дешевле.
Участковый добавляет, что главный заработок койсугских цыган - в селах, здесь они скупают для последующей продажи металл. В общем, деятельность под названием «купи-продай». Но все - законно. Обращения милиции здесь мимо ушей никогда не пропустят. Например, на днях для беседы вызвал представителей табора начальник ОВД Батайска Олег Кущий и дал наказ, чтоб цыганки к прохожим с предложением погадать не приставали.
- Гадали у нас немногие, - говорит Джонни, - женщины, которые растят детей сами, без мужчин. Мы их собрали и передали, что теперь на гадание - табу. Если кто ослушается, будет наказан, вплоть до того, что будет изгнан из табора. Потому что гадание отныне считается грубым нарушением.
Женщины в цыганских семьях, как правило, не работают.
- Дома работы хватает, - говорит Роза Христо, вырастившая пятерых детей.
Каким бы странным не казался нам цыганский быт, но, несмотря на ранние браки и практически полное отсутствие комфорта, разводов в семьях нет. Вы также никогда не услышите о том, что цыганская семья отказалась от ребенка. Наоборот, цыганские семьи часто обращаются в отдел опеки, чтобы усыновить брошенного ребенка. А вот с образованием детей - большая проблема.
Продолжение читайте в свежем номере "БВ"