Об этой ситуации наша газета уже писала. Внимание - десять лет назад! С тех пор положение дел не только не улучшилось, но стало намного хуже...
Без тепла и понимания
- 26 лет назад мне предоставили здесь помещение, - рассказывает Татьяна. - Я работала в столовой воинской части, своего жилья не было, я с маленькой дочкой на руках. И по распоряжению командира части дали эту квартиру.
В небольшой квартирке прибрано и было бы даже уютно, если б не холод. Хотя на улице и тепло, помещение, кажется, пропиталось холодом. Отопления в здании нет уже 16 лет. Раньше спасались электрокаминами, но 31 марта электричество отключили.
- Когда похолодало, температура у нас была не выше 10 градусов, - рассказывает Татьяна.
От водопровода здание тоже отрезано, еще пять лет назад.
- А как вы моетесь, стираете, кушать готовите? - спрашиваю.
- Да как придется. Воду покупаем, набираем в соседних домах, по знакомым, купаться ездим к друзьям или в баню ходим.
В паспорте Татьяны Самойленко прописка по адресу «Батайск-1, в/ч 33730». То есть ее право проживать здесь, вроде бы, признано. Тем не менее, пенсионеркам неоднократно приходили уведомления о том, что они обязаны покинуть помещения, поскольку территория и здания состоят на балансе Минобороны РФ, а женщины являются лицами гражданскими и отношения к вооруженным силам не имеют. Между тем, Татьяна - ветеран боевых действий в Чечне.
Сам спор возник из-за запутанных правовых взаимоотношений между КЭЧ (квартирно-эксплуатационная часть вооруженных сил), гражданскими лицами-жильцами и Администрацией города, которая уже много лет пытается забрать в свое подчинение эту территорию. К слову, в Администрации как раз помочь и не отказываются - но только после того, как земля станет муниципальной. А сколько уже длится эта тяжба, думается, знают все батайчане... Определенную надежду, может быть, дает проект приказа министра обороны РФ С. Шойгу о передаче муниципалитету земли и имущества Минобороны в районе Авиагородка, недавно поступивший в Администрацию Батайска. Однако это проект, а сколько может длиться доведение его до уровня приказа, вступившего в силу? И сама процедура передачи земель и имущества?
Пенсионерки обращались в полпредство в Ростове, по словам Татьяны, в правительство области - однако результатов пока ноль. Отстоять свои права Татьяна не побоялась и через суд, при этом батайский суд в удовлетворении ее иска отказал, зато областной признал право проживания здесь. КЭЧ настаивал на том, что здание - это казарма, однако у Татьяны имеются документы, доказывающие, что строение - общежитие.
Со стороны КЭЧ утверждают, что, поскольку пенсионерки - лица гражданские, то жить на территории воинской части они не могут. Но - на руках у женщин разрешения на проживание, выданные командиром части! И совершенно официальная прописка, не говоря уже о том, что более чем 25 лет обе они исправно оплачивали за какую-никакую, но «коммуналку».
Сейчас здание, наряду с другими строениями на неухоженной территории, передано воинской части под номером 116059. Акт передачи имущества от 2010 года гласит: «Здание 1964 года постройки. Сборно-щитовое. Капитальный ремонт здания не производился. Здание находится в аварийном состоянии. В стенах вертикальные и горизонтальные трещины. Кровля течет. Пол прогнивший. Система отопления и водоснабжения сгнила. Здание эксплуатируется, проживают 4 семьи. (В случае возникновения непредвиденных аварийных ситуаций за жильцов ответственности войсковая часть не несет)». В постановлении суда указано, что срок эксплуатации здания истек, оно имеет 100% износа.
Вы вдумайтесь - еще 6 лет назад строение было признано аварийным. И оно имеет стопроцентный износ! И тут продолжают жить люди.
Путь в один конец
... В комнате Ольги Федоровны Климчуковской перед иконами горит свеча. На кровати поверх одеяла - видавшая виды дубленка, ею женщина укрывается, спасаясь от холода. Маленький телевизор, отрада пенсионеров, теперь прикрыт от пыли трогательной матерчатой салфеткой - тока-то нет, смотреть нечего.
Ольга Федоровна настроена, скорее, фаталистически - как пойдет дело, так и пойдет.
- Грех это - говорит Ольга Федоровна, - но я уже иногда прошу Бога, чтоб он дал мне путь в один конец. Невозможно так жить.
От ее слез перехватывает горло...
Ольга Федоровна, бежавшая из Грузии во время тамошней войны, служила при воинской части поваром. Овдовела еще до грузинских событий.
- Спасибо добрым людям, воду нам дают, вот, смотрите, подруга мне борща кастрюлю принесла. Живу уж как живу, уже ничего не жду, - делится Ольга Климчуковская.
Обе пенсионерки стоят в очереди на получение жилья. Татьяна в 2014 году была на 509 месте, Ольга Климчуковская (она ждет своей очереди с 1996 года) в 2015-м на 132-м. Будем реалистами - шансы не велики.
На съемное жилье, разумеется, пенсий не хватает.
Заложницы
Обе оставшиеся в здании жилички стали, по факту, заложницами нашего законодательства. Но отключение электроэнергии - вопрос уже выживания, и этот вопрос просто необходимо решить до наступления холодов. Потому что без электрообогревателей женщинам просто физически не выжить. И батайчанки оказались в каком-то средневековом тупике - ни воды, ни света, ни тепла... Если ни Минобороны, ни Администрация города пока не способны к решению проблемы, может, вмешаются какие-нибудь добросердечные меценаты, готовые поспособствовать переселению двух женщин из разваливающегося здания? Иных вариантов, похоже, пока на горизонте не видно. Ведь на Дону на носу чемпионат мира по футболу. А это куда важнее проблем двух несчастных пенсионерок...
Янина Чевеля