
Первое известное фото ж.д. вокзала Батайска. 1915-й год.

Очистка ж.д. путей, 1952-й год.

1942-й год, февраль. Начальник вагонного депо станции В. Устиченко, масте Укбенников и слесарь Ирюлин.
Не прошло и двух недель с начала войны, когда первый фашистский самолет-разведчик прилетел в Батайск. 16 августа 1941 года, в 3 часа 40 минут, бомбардировщик - разведчик с зажженными бортовыми огнями - на высоте не более трехсот метров подлетел с юго-западной стороны станции. Далее самолет полетел вдоль железнодорожной линии в сторону Ростова, сбросив по пути бомбы на ж.д. мосты - через речку Койсуг, Лиман, Темерницкое озеро и через реку Дон. Шесть бомб разорвались в пойме, а две последние - на застроенной территории Ростова.
В Батайск пришла война.
После первого, разведывательного полета, фашисты начали бомбить станцию и город регулярно. Сначала они совершали только ночные одиночные вылеты, три-четыре раза в неделю. В основном, бомбили станцию. Но не забывали и про город...
А день 27 июля 1942-го для батайчан стал трагическим. В город пришли фашисты. Шестьсот батайчан и жителей пригородов были замучены врагом, немало людей было угнано в рабство. Многие погибли во время бомбежек. Но город не сдавался.
- Каждый, избрав посильное дело, оказывал сопротивление врагу - патриоты сжигали склады, портили ж.д. пути, выводили из строя вагоны, расклеивали листовки, - написал в своей книге «Ростов город. Ростов-Дон» Михаил Вдовин, краевед, инженер-железнодорожник.
А например, Николай Рябус, собрав радиоприемник, со своими товарищами тайно слушал Москву, а потом распространял сводки Совинформбюро среди населения. Машинист Н. Мезинов выводил из строя паровозы и сигналил ракетницей советским бомбардировщикам. Другой машинист, М. Гончаров, в начале января 43-го разобрал дизель, якобы, для ремонта. Этот «ремонт» нарушил работу депо, сорвал график движения поездов...
Василий Чебанок, работая во время оккупации заведующим мастерской, тормозил ремонт тракторов, пряча у себя запчасти. Из девяти, взятых в ремонт тракторов, ни один починен не был!
Григорий Семин, работая в паровозном депо слесарем, вместе с машинистом Воскресовым, поджег здание северного депо. Они были арестованы гестаповцами, но Семину удалось бежать.
Героически вели себя и женщины. Раиса Истомина, работая в конторе паровозного депо, выдавала фиктивные справки о работе в Рейхсбане молодым батайчанам, чем уберегла более трех десятков человек от отправки в Германию! А две справки женщина выдала советским летчикам, сделавшим вынужденную остановку на оккупированной территории.
Была и диверсионная группа в Батайске, которую организовал плотник Федор Акимович Тарасенко, плотник по профессии. В январе 43-го группа пустила под откос немецкий военный поезд, а на следующий день - взорвала полотно железной дороги между Батайском и Азовом. Так потерпел крушение и еще один поезд, движение же было парализовано на сутки!
Затем были взорваны уже ростовскими партизанами и Литерный мост через Дон. В итоге все эшелоны с воинской техникой, вывозимой с Кавказа, оказались запертыми на станции Батайск и Заречной, и на перегоне между станциями.
Ну, а в ночь на 7 февраля 43-го Батайск был освобожден, а все «богатство» немецких эшелонов досталось войскам Южного фронта.
В результате оккупации и бомбежек более 10 тысяч батайчан остались без крова. Кадры узла понесли невосполнимые потери: многие из тех, кто вдохновенно трудился на «железке», погибли во время артобстрелов или были расстреляны. Всего в Книге Памяти указано около ста человек...
Павел Оноколов