Активисты Объединенного народного фронта в апреле-мае этого года провели мониторинг компаний, занимающихся автострахованием, И нашли множество нарушений. В Ростовской области внимание уделялось Таганрогу, Ростову-на-Дону, Шахтам, Азову, Новошахтинску, Зверево, Новочеркасску, Батайску, Красному Сулину, Волгодонску и Аксаю. Всего активисты проверили тринадцать компаний и в девяти из них (!) выявили нарушения.
«В Ростовской области сегодня действуют порядка 20 представителей федеральных страховых компаний, и у каждой свои требования. - Цитирует официальный сайт ОНФ слова руководителя региональной рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог» Алексея Иванова.
Как рассказали БВ в региональном отделении ОНФ по Ростовской области, в Батайске активисты нашли следующие проблемы.
«Росгосстрах» страхует батайчан с допуслугами. Мало бланков, желающие образуют очереди. Нет бланков и в компаниях «Союз», «Ингосстрах», «ЭНИ», «Согласие», «Альфа-страхование». «ВСК» в довесок к страхованию также навязывает дополнительные услуги. В «РЕСО-Гарантии» батайчан отправляют в головной офис в Ростов.
«Имея лицензию на автострахование, компании не имеют права отказывать клиентам в выдаче документа. Поэтому при отказе в продаже полисов или навязывании дополнительных услуг мы предлагаем установить административную ответственность для страховых компаний и рядовых сотрудников от каждого обращения автовладельца, которому отказали или навязали дополнительную услугу», - считает Алексей Иванов.
К слову, с местного рынка ОСАГО ушли две компании - «Уралсиб», закрывший все офисы в Ростовской области, и «21 век», у которой с 6 мая этого года отозвана лицензия на этот вид страхования. Что не улучшило ситуацию для местных автолюбителей.
Сами себе агенты
Собственно, неудивительно, что Ростовская область, по оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), входит в число самых проблемных регионов в смысле доступности полисов. Чтобы как-то бороться с этим бесконечным «полисов нет!», президиум РСА разработал систему агентов при автостраховании. Ее суть в том, что все компании-члены Союза будут выступать по отношению друг к другу агентами. Как проинформировали БВ отделе РСА по связям с общественностью и СМИ, меняется сам механизм предоставления полисов. Теперь между всеми страховыми организациями - членами союза будет заключаться агентские договоры. Каждая из компаний будет продавать полисы любой другой из компаний-членов РСА. На практике это будет выглядеть так: автомобилист может прийти в любую страховую компанию и купить полис одного из страховщиков ОСАГО. При этом никто не лишает его права при желании обращаться к конкретному страховщику. Но если условия страховщика - скажем, очередь, срок заключения договора и пр. - не устраивают, человек может спросить тут же, не выходя из офиса, полисы от других компаний. Предполагается, что такой ход вытеснит с рынка всяческих «автоюристов» и посредников. Отразится ли это на стоимости полисов, пока непонятно. И также неясно, повлияет ли новая система на дурную привычку страховщиков навязывать владельцам авто «допы» - допуслуги в виде страхования жизни, имущества и прочее.
Эти злосчастные «допы»
Между тем Банк России разработал указание, согласно которому с 1 июня россияне получили возможность отказаться от навязанной страховки. Договор можно будет расторгнуть в течение пяти рабочих дней с момента заключения, но только если за этот период не произошел страховой случай. Страховщики при расторжении договора обязаны будут вернуть деньги. Опять же, как это будет на практике, увидим, но навскидку... идея очень хороша. Но есть опасность, что с рынка автострахования в относительно небольших населенных пунктах игроки вообще уйдут и за полисами придется ездить в крупные административные центры. В маленьких городах на одном автостраховании мелкие компании могут и не протянуть. Да и крупным федеральным страховщикам это станет невыгодно. Батайск тоже в «группе риска».
...В одной из страховых организаций города на вопрос, что они думают о возвращении денег за «допы», ответили «у нас такие «допы», что за них никто ничего не вернет». Впрочем, признались, что это особо не спасает.
- Уже подумываем закрываться, - грустно вздохнул представитель компании. - Люди, когда цену им называешь, за голову хватаются.
Так что при всех нововведениях действительно есть опасность, что возможностей получить полис у автолюбителей станет еще меньше. Впрочем, учитывая особенности национальной смекалки, страховщики могут выкрутиться и усовершенствовать методику навязывания допов. Так что, автомобилисты, в скором времени вам предстоит проверить результаты нововведений на себе.
Янина Чевеля