16+
"Батайское время" выходит каждую среду.
Вход пользователя

В Батайской ЦГБ пациентам ЛОР-отделения предложили стать спонсорами

Доля благотворительной денежной помощи, получаемой от пациентов ЦГБ, составляет 1,3% от общего объема всех платных услуг. Предложение «благо творить» открыто поступает от врачей, и зачастую - влечет за собой очередной взнос

фото А. Кондратьева

В редакцию БВ обратилась пациентка ЛОР-отделения ЦГБ. Девушка принесла с собой бланк заявления, из которого следует, что заявитель добровольно оказывает ЛОР-отделению благотворительную помощь «с целью ремонта и содержания». По ее словам, эту бумагу ей дал заведующий отделением Константин Грошков, предварительно поинтересовавшись, работает ли его пациентка и согласна ли она оказать благотворительную помощь. На вопрос, в каком размере она должна быть оказана, врач озвучил сумму в тысячу рублей. Поняв, что попала в щекотливую ситуацию, девушка ответила согласием. Тем не менее, платить ей не хотелось. При небольшой зарплате непредвиденные расходы на лечение и без того «подъели» семейный бюджет. Но она опасалась, что ее отказ повлияет на отношение к ней персонала отделения или на качество медицинских услуг.

С «заявлением» мы отправились к главврачу ЦГБ Наталье Михайловне Пивненко. По ее словам, практика благотворительной помощи имеет место. На вполне законных основаниях лечебному заведению ее может оказать любой желающий.

- От общего объема годового финансирования ЦГБ г. Батайска на долю средств, вырученных от платных услуг, приходится 3,4%. А уже из них  1,3% - это деньги, полученные в качестве благотворительной помощи. Поверьте, здесь не идет речь о сотнях тысяч рублей, - сказала Наталья Михайловна. - Все средства, полученные таким образом от населения, поступают в кассу и официально проводятся по бухгалтерии.

Тем не менее, наличие готовых бланков заявлений для оказания благотворительной помощи в ЛОР-отделении ее удивило. Обоснование «с целью ремонта» тоже уже не актуально - в отделении недавно закончен капитальный ремонт. О заведующем ЛОР-отделения она отозвалась положительно. Молодой врач работает в ЦГБ третий год. Кандидат медицинских наук, рационализатор. С тех пор, как он возглавил отделение, значительно возрос процент оздоровившихся. Претензий к его работе или отношению к пациентам никто никогда не предъявлял.

За разъяснениями мы отправились к самому Константину Константиновичу Грошкову. Застали его за работой, но он уделил нам несколько минут.

- Да, мы обращаемся с предложением оказать материальную помощь, - не стал отпираться заведующий. - Делаем это с целью улучшения условий содержания пациентов. Основной ремонт у нас закончен, но еще необходимо приобрести москитные сетки, не на всех окнах есть жалюзи. Кроме того, из этих денег мы закупаем средства дезинфекции, - рассказал Константин Грошков.

По его заверению, просьба оказать посильную помощь поступает не ко всем пациентам. Каждый из них вправе отказаться от этого, что, по словам заведующего, никоим образом не скажется на качестве медицинских услуг и не уменьшит внимания медперсонала.

Для полноты картины мы пообщались с пациентами отделения. По их словам, «интересное» предложение поступало многим из них. Большинство решает, что лучше заплатить. Мотивы разные: от боязни недополучить квалифицированную помощь, до совершенно искреннего желания помочь, ведь медицина, по их мнению, не в полной мере финансируется государством. Кстати, бланк «заявления», по словам Константина Константиновича, был отпечатан и стал использоваться по инициативе одного из благотворителей. Нередки случаи и отказа. Как заверил Грошков, это ни в коей мере не отражается на объемах и методах лечения.

- Ведь я давал клятву Гиппократа, - коротко аргументировал врач.

Поинтересовавшись буквой закона, мы выяснили, что никаких нарушений с его точки зрения в этой ситуации нет. Но ее щекотливость очевидна. Верить в то, что отказ пожертвовать на благо заведения не повредит интересам пациента, приходится на слово врачу. Обычно - не верят. Чистая психология: пациент заведомо чувствует себя зависимым от воли врача. Чтобы «подстраховаться» - сами несем, даем, суем в карманы и столы, настаиваем, чтоб взяли.

По материалам исследования «Российское здравоохранение: оплата за наличный расчет», проведенного независимым институтом социальной политики, статистика свидетельствует о том, что практика доплачивать врачам прочно укоренилась и стала общепринятой. При этом большинство как пациентов, так и медиков сегодня имеют к этому нейтральное отношение. Недостаток финансирования и низкая зарплата в отрасли - одна из причин «неформальных» платежей. Все понятно, вот только за чей счет компенсируются эти недостатки? Малоимущая отрасль здравоохранения выживает за счет... своих малоимущих потребителей. А таковых - большинство. Выделить даже тысячу в месяц на что-то непредвиденное среднестатистическому батайчанину проблематично. Тем не менее, попадая в больницу, многие стремятся попасть к «лучшему» врачу, заручиться особым вниманием персонала, обойти очереди, попасть в удобную палату. Получается, что платим все равно. Как говорит моя знакомая: я просто уже привыкла и не могу идти на прием к любому специалисту хотя бы без шоколадки и не дать хотя бы 100 рублей. На данном этапе искоренить явление невозможно. Так, может, такая практика, как в ЛОР-отделении, своеобразный компромисс - не надо думать, кому, когда, в какой момент сунуть заветную денежку?