16+
"Батайское время" выходит каждую среду.
Вход пользователя

Дневник журналиста. Две поездки в одну Грузию. Продолжение

Батайчанин своими глазами убедился, что воровство и взятки можно искоренить. Причем – быстро! Было бы желание…

АВТОР АЛЕКСАНДР ФОМЕНКО

Напомним, в прошлом номере была опубликована первая часть статьи о том, как наш собрат по СССР Грузия искоренил взятки в полиции и сделал из ведомства казнокрадов-милиционеров «друга человека». О том, каким образом это удалось стране, читайте ниже.

«Реформа МВД началась в Грузии в 2004 году, и ее главной задачей было уничтожение коррупции. Реформаторы решили, что криминал исчезнет только вместе с коррупцией. Так, была упразднена самая коррумпированная служба - ГАИ, а штатная численность МВД сокращена в три раза. Руководство и две третьих части сотрудников были уволены. На их место брали новых людей, не имеющих прежних полицейских амбиций. По мнению новаторов, амбициозного и корыстолюбивого взяточника практически невозможно отучить от этих пороков, а грамотный человек быстро освоит полицейскую профессию.

Сотрудникам МВД значительно увеличили заработную плату, а начальники перестали собирать с подчиненных дань. На службу в полицию начали принимать только после прохождения спецкурса в полицейской академии, а будущие детективы и криминалисты могли поступить в академию только при наличии у них высшего юридического образования. Новых полицейских предупредили, что за взятки будут сажать.

Была образована инспекция, сотрудники которой перевоплощались во взяткодателей, и «актеры внутренней безопасности» (так назвали инспекцию) в первые годы реформы отправили за решетку несколько сотен полицейских. За взятку полицейских сажали в тюрьму на 10 лет. Именно на 10 лет, не больше и не меньше. И - взятки брать перестали! Ведь любой злоумышленник, пытающийся «по-хорошему договориться», сующий взятку, мог оказаться подставным работником. Узнав о правонарушениях коллег, грузинский полицейский обязан докладывать руководству, либо - тоже в тюрьму!

Назвался вором - садись в тюрьму

Была объявлена война и организованной преступности, «ворам в законе». На законодательном уровне появились понятия «вор в законе», «воровской мир» и другие. Для того, чтобы «вор в законе» сел в тюрьму, достаточно было признания им своего статуса. Если же он откажется от этого звания, то по «воровским понятиям» его «раскоронуют», лишат всех воровских привилегий, и он будет держать ответ перед «братвой». После этих нововведений из 349 воров десять сели в тюрьму, а остальные сбежали за пределы Грузии. Большинство из них обосновались в России, где и сейчас процветают... По новым законам имущество воров было конфисковано, а в их домах открыли полицейские участки.

Причем в ходе реформы в состав МВД включили Министерство госбезопасности (ранее КГБ), МЧС и вновь образованную пограничную полицию. Реформаторы посчитали необходимым ликвидировать «очаги коррупции».

Временно отменили техосмотр, медицинские справки, пожарные инспекции, санэпидемнадзор. Через два года констатировали факт: «Количество ДТП, пожаров и тараканов не увеличилось».

В структуре МВД было создано Сервисное агентство, которое занимается выдачей водительских прав и регистрационных документов на транспортные средства. Агентство не входит в состав полиции и имеет жесткий регламент. На растаможивание автомобиля, его техосмотр и постановку на учет с выдачей документов и номеров действует норматив - 20 минут.

Были упразднены следственные органы. Расследованием теперь занимаются участковые и детективы по своим направлениям деятельности.

В системе МВД стало две основных службы - патрульная и криминальная полиции. При формировании патрульной особое внимание обращалось на физический облик и внешний вид сотрудников был провозглашен девиз: «Ни одного пузатого полицейского!»

Теперь  патрульная служба совмещает в себе функции наших ППС, ДПС ГИБДД и МЧС. Экипажи из двух человек курсируют по специально разработанным маршрутам. Полицейские постоянно меняются, поэтому сложившихся пар не существует. На участках патрулирования они отвечают за все, начиная от пресечения преступлений, контроля за движением вплоть до штрафов за выброс мусора в неположенных местах. Патрули оборудованы компьютерами, видеокамерами и устройствами записи разговоров экипажа. Полицейские имеют право задерживать и опрашивать людей только в секторе обзора камеры. Каждый полицейский имеет при себе казенный айпад...

В системе МВД только 5% документов на бумажных носителях, все  остальные - в электронном виде. И главное - количество зарегистрированных преступлений в Грузии не является основным критерием оценки работы криминальной полиции!

Одновременно через СМИ поднимали статус полицейских и уважение к ним, а параллельно вели разъяснительную работу среди населения о том, что «коррупция - это плохо».

С Евросоюзом, но под крылом у России

На стеклянном мосту Мира в Тбилиси я увидел двух, молодых ребят в форме полицейских. Разговорились. И оказалось, что они проходят срочную службу во внутренних войсках. Впоследствии я неоднократно видел таких «полицейских»: армия здесь буквально - на страже народа. Они охраняют различные объекты, общественный порядок, изучают правовые основы, занимаются физподготовкой и получают за это 30 лари (900 рублей) в месяц. Это своеобразный кадровый резерв патрульной полиции. И мне за державу стало обидно, потому что наши солдаты слишком часто были замечены на стройках дач генералам...

В Грузии повсюду развешаны флаги Евросоюза. Все указатели, названия улиц, карты, путеводители, меню в ресторанах и кафе - только на грузинском и английском языках. Несмотря на это, все говорят на русском, даже дети. Телевидение транслирует российские каналы, в общепите можно услышать песни на русском языке. Русский преподают в школах, а люди старшего возраста с ностальгией вспоминают СССР.

Все, с кем я говорил, хотят, чтобы порядок у них был как в Европе, а жить -          под «крылом» у России. Говорят, что с русскими «мы одной веры и мы им ближе». Очень сожалеют о том, что не могут приехать в Россию без визы, которую сложно получить и дорого. Многие жалуются на отсутствие работы, низкую зарплату, дорогое медобслуживание. Когда узнавали, что мы из Ростова, вообще восхищались, по сути, - радовались. Кто-то учился или работал в Ростове, а кто-то приезжал продать цветы или цитрусовые. У многих в донской столице живут родственники и друзья. А одна из грузинок Боржоми даже рассказала, что ее родственники живут в Батайске, «пекут вкусный хлеб и продают на рынке». Везде чувствовалось радушие, гостеприимство и дружелюбие!..

...И вот - возвращение домой. За 3 минуты мы прошли пограничный переход  - грузинский и... за 1 час 20 минут российский. Впереди нас в очереди продвигались три машины с номерами Армении и одна Грузии. Наши пограничники и таможенники тщательно проверяют документы, дважды досматривают салон и багажник автомашины. Отъехав от шлагбаума 300 метров, я увидел плотных, празднично одетых в белые рубашки наших «гаишников», которые уже «разбирались» с только что проверенными и досмотренными пограничниками водителями автомашин с армянскими и грузинскими номерами. Мне сразу же вспомнился рассказ пожилого грузина по имени Шота. В Ростове у него живут родственники. Получив визу, он на рейсовом автобусе поехал их проведать. По дороге от границы до Ростова автобус пять раз останавливали «гаишники»! У пассажиров собирали паспорта, после чего водитель автобуса объявлял, что каждому нужно сдать по 300 рублей... Жаловался, что очень дорого обошлась ему поездка и интересовался, не разогнали ли у нас ГАИ. Я пообещал сообщить ему первому, как только об этом узнаю.

АЛЕКСАНДР ФОМЕНКО