16+
"Батайское время" выходит каждую среду.
Вход пользователя

Батайские инвалиды по зрению рискуют замерзнуть в холодных цехах

А между тем, предприятие «Электросвет» только от сдачи помещений в аренду кладет себе в карман ежемесячно полмиллиона рублей

Сотрудницы ПО Электросвет за работой

Швеция. Женщина, инвалид по зрению, мечтает работать секретарем руководителя. О своем желании она сообщает в компетентные органы. Тут же специально для нее создается комиссия, которая определяет ее интеллектуальный уровень. Решение комиссии таково, что она подходит для этой работы. Нанимаются преподаватели для обучения в течение полугода. Затем комиссия выдвигает ряд требований к рабочему месту инвалида по зрению, начиная с одинакового уровня полов в организации и заканчивая «говорящим» компьютером. А затем за право принять ее к себе на работу борются многие и многие предприятия страны. Ведь организации, в которых трудятся инвалиды, государство наделило льготами.

...А в это время в Батайске, на местном предприятии  «Электросвет», в холодном цеху, при температуре всего лишь +3 и средней зарплате в 6500 рублей замерзают батайские инвалиды по зрению.

Именно они и позвонили в редакцию. Полтора десятка слабовидящих женщин почти умоляли БВ приехать:

- Только на вас надежда. Мы вынуждены работать в цеху, где температура всего лишь +3. К вечеру наши замерзшие руки просто отнимаются. Мы так больше не можем!

И мы направились на Производственное объединение «Электросвет», расположенное в РДВСе, на Орджоникидзе.

...Дорога в цех, где трудятся инвалиды, оказалась долгой. Длинные коридоры, многочисленные лестницы и цеха. Признаться, на всем пути не покидала одна мысль: «Какая мощь! Какая махина!» Вначале директор предприятия Сергей Евгеньевич Наумов завел нас в маленький цех. Там было тепло. Работницы кропотливо перебирали пучки с проводами. Сюда они, оказывается, приходят ненадолго, чтобы хоть чуть-чуть согреться. Мы проследовали в другой цех. Огромнейшее помещение напомнило морозильную камеру. Женщины прибежали за нами и наперебой стали жаловаться, как им холодно. Давали попробовать  ледяные ладони. По их словам, на градуснике с утра было +1.

- Что вы хотите от меня услышать? - спросил Сергей Наумов. - Да, в цеху действительно холодно. Мы стараемся, как можем, решить эту проблему - утепляем стены, поставили три теплопушки, обиваем клеенкой окна, сокращаем рабочий день. Надеемся, что скоро холода отступят, и мы заработаем в обычном режиме.

По словам Наумова, рабочие, 15 из которых - инвалиды по зрению, вынуждены трудиться в холоде потому, что предприятие находится в тяжелейшем положении. Скопились долги, в частности за газ, и теперь его подачу ограничили на 30%.

- Больше двадцати лет у нас не ремонтировалась система отопления, - говорит С. Наумов. - У нас в цехах высота потолка 8 метров. Естественно, что ограничение газа сразу же сказалось на температуре.

И действительно: согласно акту, ограничение подачи газа произведено из-за долга предприятия в 450 тысяч. А в бизнесе ведь как: не заплатил за товар - не получишь.

Сергей Евгеньевич долго рассказывал о равнодушии администрации города, о коммерческих рамках, в которые ставит батайчан московское руководство, а также о том, что ПО не может самостоятельно решать вопросы сдачи в аренду огромных пустующих помещений. Ведь «Электросвет» входит в сеть организаций, принадлежащих Всероссийскому обществу слепых, созданному еще в советское время. В общем, на дворе кризис, а до инвалидов и вовсе никому нет дела.

Однако уже на следующий день выяснилось, что «до инвалидов» нет особого дела, прежде всего, руководству предприятия. По крайней мере, об этом БВ рассказали действующие и бывшие работники ПО.

Так, первой позвонила нам специалист по договорам  аренды  ПО «Электросвет» Лариса Деркач:

- Что вы там ерунду пишете? Я отвечаю за сдачу в аренду помещений! У нас ежемесячно сдается 3500 квадратных метров на сумму в 500 тысяч рублей с НДС! У нас свободен лишь один цех, куда Москва должна завести оборудование для нового вида деятельности на 16 миллионов рублей!

О том, что на предприятии работают незрячие свидетельствует даже дорожный знак

Дальше - больше. Котельная, которая, помимо «Электросвета», отапливает еще три многоэтажки и детский сад, всего лишь год назад принадлежала предприятию. Затем ее собственником стало некое ООО «Электросвет - Теплоэнергия». И знаете, кто стал директором «отопителя»? Уже знакомый нам Сергей Евгеньевич Наумов! Который возглавляет ПО «Электросвет» тоже год и который, получается, опосредованно задолжал сам себе?

В трогательном письме в редакцию, датированном самым холодным днем зимы, 7 февраля, господин Наумов написал следующее: «Для инвалидов по зрению, работающих на нашем предприятии, специально создаются рабочие места, удобные для инвалидов и отвечающие требованиям по реабилитации».

Что характерно, таких вот «комфортных» рабочих мест на предприятии создано ровно 51% (как сказал сам Наумов). Это именно тот минимум, который необходим для получения предприятием налоговых льгот. В частности, для освобождения «Электросвета» от налога на имущества...

И еще. По словам руководства, у предприятия от 30 до 35 арендаторов. Приличные деньги они дают владельцу.

По словам С. Наумова, в настоящее время на батайской площадке работает 69 человек, 35 из которых - инвалиды по зрению. Получается, что, составляя половину от штатного состава, как раз-таки инвалиды приносят налоговые льготы предприятию. Но именно они работают в холоде, да еще и зарабатывают мизерные деньги.

БВ связалось с собственником ПО «Электросвет» Всероссийским обществом слепых (ВОС) в Москве. Знают ли там, что происходит на предприятии, знают ли они, что инвалиды замерзают на своих рабочих местах? Вот что нам ответил начальник Управления промышленным развитием предприятий ВОС Валерий Моложаев:

- В стране работают 158 предприятий, на которых трудятся инвалиды по зрению. ПО «Электросвет» - одно из немногих, которое находится в сложном состоянии. Предприятие производило жгуты автопроводов для двух гигантских заводов: «АвтоВАЗ» и «Ростсельмаш». Вот уже несколько лет, как они частично отказались от поставок, и батайский «Электросвет» оказался в упадке. Мы помогаем за счет тех организаций, где дела идут получше.

По словам Валерия Александровича, в этом году ВОС выделил 16 миллионов рублей «Электросвету» на перепрофилирование производства. Уже даже закуплена часть оборудования для нового профиля. Руководство решило изготавливать мешки из полипропилена.

Однако, как выяснилось далее, московское руководство  вообще не знает о том, что «Электросвет» что-то сдает в аренду:

- Мы обращались в администрацию города с просьбой посодействовать. Но, оказалось, что желающих арендовать такие площади в Батайске нет.

Вот такой парадокс.

...В советское время на территории «Электросвета» работал отличный медпункт. Сюда из цехов приходили незрячие люди. На вопрос, что стало с медпунктом сейчас, господин Наумов ответил:

- Мы заключили трудовое соглашение с медработником, который ведет ежедневный прием инвалидов.

Вот только инвалиды «Электросвета» ничего не знают об этом:

- Медпункт давно закрыли и сдали в аренду! Когда кому-нибудь из нас становится плохо, мы вызываем скорую! - пожаловались работницы.

Такое разночтение в ответах наводит лишь на одну мысль: на предприятии далеко не все проблемы стали последствием финансового кризиса, как это утверждает руководство. Если почти полностью сданное в аренду предприятие не может обеспечить условиями полтора десятка инвалидов, то соответствующим органам необходимо задуматься о целесообразности преференций таковому. А московскому руководству, как это предлагают в администрации города, - о качестве менеджмента господина Наумова:

- По закону, регламентирующему деятельность муниципалитета, мы не должны помогать коммерческим организациям, коим сейчас является ПО «Электросвет», - объяснил заместитель главы города по экономике Александр Козаченко.К тому же, никто не виноват, что предприятие производит провода, которые вообще никому не нужны.

А нужна ли кому-нибудь та горстка слабозрячих женщин, бьющих во все колокола за малым - за теплом? Вряд ли. Ведь напоминанием о том, что в Батайске есть инвалиды по зрению, остается лишь ржавый неокрашенный пандус по пути следования слепых из общежития на работу. Да еще, пожалуй, налоговые льготы «Электросвету».