16+
"Батайское время" выходит каждую среду.
Вход пользователя

Батайчанка отмечает 100летний юбилей

«На мой век всего хватило!» - поделилась с БВ Ирина Кирсановна Дегтярева. Ее судьба была наполнена тяготами и лишениями, но четверо детей давали ей силы выжить и в тяжелые военные годы, и в голод, и в холод

фото из архива И. Дегтяревой

Ирина Кирсановна в возрасте 4х лет с матерью, тетей и братом

Живет юбилярша вместе с одной из своих дочерей. Ухоженный дворик, собака, несколько котов - в этом доме любят живность. Один из пушистиков даже лежит рядом с пожилой хозяйкой. Она, к сожалению, уже пять лет не может ходить, так как сломала шейку бедра. В таком почтенном возрасте женщина многое помнит и делится воспоминаниями о таких событиях, о которых не прочтешь ни в одной книжке.

Родилась Ирина Кирсановна  2 апреля 1912 года в крестьянской семье в Койсуге. Детей было трое: старший брат, Ирина и младшая сестра. Жизнь была нелегкой, обрабатывали на корове и паре быков земельный надел, тем и жили. Когда девочке было 7 лет, скоропостижно скончалась мать. В скором времени отец привел в дом бездетную мачеху. Старшего брата отдали учиться в школу, и ему удалось закончить несколько классов. В те далекие времена девочек предпочитали учить домашней работе. Отец сказал: «Ему в армию идти -  надо, чтоб письма писал. А тебе незачем, учись снопы вязать».

Ирине же с восьми лет пришлось наниматься в Койсуге в няньки, расплачивались за это с ее отцом зерном. Позже девочка занялась другой работой, и некоторое время жила в Ростове у евреев в прислуге: ходила на базар, готовила, убирала. Теперь она уже получала зарплату - целых 16 рублей в месяц. Вся деньги уходила на еду, ведь тогда баночка перловой крупы стоила 60 рублей.

В те годы начали образовываться колхозы, отец Ирины не хотел вступать - у них отобрали все имущество и отца выслали в Сибирь. Мачеха осталась с тремя чужими детьми. Старший брат к тому времени уже начал работать и помог выкупить дом у властей. Судьба его сложилась трагически: в 1932 году он ездил на работу в Ростов. Добраться туда можно было только на поезде. Кому не хватало места внутри, висели на подножках, их-то и перерезало встречным товарняком...

В 1933 Ирина Кирсановна вышла замуж. В те далекие времена мало того, что о девичьих прогулках даже не мечталось, своего будущего мужа Ирина до регистрации даже не видела. Мачеха и дальний родственник уговорили девушку выйти замуж. После скромной процедуры регистрации, где она и познакомилась с мужем, молодые сразу же отправились к нему домой.

- Когда подошли, смотрю - калитка лежит на земле, даже досточку некому прибить. В маленьком саманном домике с камышовой крышей жила мать мужа, четверо ее сыновей и дочь-калека. Не было ни посуды, ни ведра - все просили у людей. Жили очень бедно. Муж и его братья работали пастухами, играли в карты и ни к чему не стремились,- рассказывает Ирина Кирсановна.

В скором времени в новоиспеченной семье появился первенец - сын Александр. Свекровь не пустила рожать в больницу, говорила, что ребенка там купать не будут. В результате, роженица лежала дома. Не было ни воды, ни еды.

Когда немного пришла в себя стала продавать приданое, чтобы как-то прокормить семью. В 1937 году уже в больнице родилась дочь - Валентина. Муж к тому времени устроился работать на хлебозавод и в доме стал появляться хлеб:

- В 1938 году власти города дали «план» на Колхозной. Потихоньку стали строиться, хотелось отделиться от семьи мужа и жить самим. Построили маленький саманный флигелек 4 на 8 метров. Сами накрыли камышом. Это было радостное время. А следующий год принес еще одну дочь - Евгению, - вспоминает наша героиня.

Мужа Василия не сразу забрали на фронт. 24 марта 42 года в семье родился четвертый ребенок - сын Алексей, а 6 мая отец семейства отправился на фронт. Он успел всего месяц понянчить малыша. Осталась Ирина одна с четырьмя маленькими детьми. Как говорили в те времена, «голая, босая и простоволосая». Из мебели в доме была одна кровать, на которой вся семья и спала. Под ноги подставляли скамеечки, а под голову ложили солому. Жизнь была тяжелой, но особенно плохо стало, когда фашисты захватили Батайск. В дом нашей героини, как и в другие дома, заселились немцы.

- Их было много, с ними были и русские военнопленные. В нашем дворе стояла их полевая кухня. Враги готовили, а остатки закапывали в землю, а голодным детям, бегавшим рядом, не давали ни крошки. Пленным отдельно варили отруби, но опять же детям ничего не доставалось. Даже когда я из последних продуктов испекла лепешки, чтобы накормить малышей, эти нелюди забрали их для себя. У них было масло и мед, а хлеба не оказалось. Вот они и заменили его нашими лепешками, - вспоминает Ирина Кирсановна.

В 1943 году, когда освободили Сталинград, муж Василий  вместе с солдатами смог буквально на минуту заглянуть в родной дом. Он успел в последний раз увидеть и обнять свою семью. Похоронку об отце и муже они получили лишь после войны...

Жизнь в послевоенном Батайске была не легкой. Детям приходилось даже просить милостыню, чтобы не умереть с голоду. Один из них даже начал пухнуть от голода. Находились «добрые» люди, которые, видя как тяжело живется этой семье, советовали отдать детей в детский дом. На что мать сказала, что детей никуда не отдаст, как бы тяжело не было.

Ирина Кирсановна и две ее дочери со слезами на глазах вспоминают случай, когда женщина, уже будучи близка к голодной смерти, ночью выкопала в огороде два последних, оставленных на семена бурака и  съела их. Они помогли ей остаться живой.

- Я решила вместе с детьми перебраться к родственникам в хутор Звонкий. Идти нужно было 30-35 километров. Мы отправились в дальний путь и шли, пока были силы. Но дети были истощены голодом и очень устали. Тогда я решила спрятать их в копне сена, а сама пошла к дороге в надежде, что кто-нибудь поможет нам добраться. Мне удалось остановить бричку, на которой ехали демобилизованные солдаты. Выслушав меня, они сказали, что так далеко отвезти не могут, но отвезут обратно домой. Так они и сделали, - рассказала женщина.

В скором времени ей удалось устроиться на работу в ПЧ-4, на железную дорогу. Хлеб тогда выдавали по карточкам, и на пятерых в день выходило 1450 граммов. Постепенно дети начали ходить в школу. Правда, на всех была одна пара обуви.

- Мама бралась за любую работу, чтобы прокормить нас. Мы пошли работать в 14-15 лет, старались помочь матери. Тогда уже и стали хлеба вволю есть. Потом мы повыходили замуж, женились. С течением времени перестроили и увеличили родительский дом, - рассказала БВ одна из дочерей.

Наша героиня замуж больше не вышла. Посвятила всю свою жизнь детям. Доработав до пенсии на железной дороге, она до 80 лет жила сама, а потом перешла к дочери. Четверо детей, пять внуков и пять правнуков - вот ее главное жизненное достояние. Ведь именно внук обратился в редакцию с просьбой рассказать о ней.

На главный вопрос, как удалось дожить до 100 лет Ирина Кирсановна ответила:

- Моя жизнь такая долгая, потому что волею судьбы мне пришлось есть много травы. В нашем доме никогда не было сливочного масла, только постное. А к врачам я впервые обратилась в возрасте 95 лет, чего и вам желаю!