16+
"Батайское время" выходит каждую среду.
Вход пользователя

Автобусная империя имени Павлятенко, или Как госпредприятие за 53 миллиона рублей стало семейным бизнесом

В час пик такую картину можно наблюдать практически в любом автобусе АТП-1. Фото из архива БВ
Кажется, что АТП-1 было всегда. Столько, сколько ходят по городу автобусы. Гремели перестройки, мэры и нравы. Появились такси, маршрутки, даже метро начали строить. А батайчан продолжало возить АТП-1.

Последние 15 лет бессменным остается и его директор - Анатолий Алексеевич Павлятенко. И теперь в его кресле мы вряд ли увидим кого-то другого: три года назад А. Павлятенко стал фактически единоличным владельцем АТП-1, выкупив государственное предприятие за 50 с лишним (!) миллионов рублей.

Три недели назад мы попытались ответить на вопросы батайчан о том, почему из Батайска не ходят маршрутки на Западный Ростова. И мы нашли ответ: потому, что это не выгодно владельцу автобусной империи Анатолию Алексеевичу Павлятенко.

- АТП-1 существует с 1954 года. На тот момент оно было госпредприятием и носило название «Автохозяйство». Его сферой деятельности являлось обслуживание всех организаций города в области грузовых и пассажирских перевозок. Общественный транспорт являлся  лишь частью автопарка, в составе которого были бензовозы, самосвалы, КамАЗы, легковые автомобили и другие машины. Финансирование предприятия осуществляло государство, - вспоминал в беседе с журналистом «БВ» бывший руководитель АТП-1 Петр Овлашенко. Он возглавлял АТП до прихода Павлятенко.

Как рассказывает Петр Николаевич, в 90-е многие организации стали закупать собственный транспорт, и вскоре рынок полностью отказался от услуг, предоставляемых «Автохозяйством». Нет спроса - нет и предложения, поэтому грузовой автопарк был списан. Таким образом, осталось только одно направление работы - перевозка пассажиров.

В те годы, а точнее, в мае 1996, у руля этого прохудившегося «судна» и встал Анатолий Павлятенко. Вся его биография была связана со сферой торговли, до прихода в АТП он работал заместителем главы администрации Батайска, где также курировал торговую сферу. Вопрос о том, почему А. Павлятенко ушел с «нормальной» должности и возглавил убыточное, разваливающееся предприятие, мы отдадим на откуп истории. Хотя этот штрих его биографии помог бы нам ответить на многие вопросы... Но не о том речь.

С тех пор прошло 15 лет. Как говорит  Петр Николаевич Овлашенко, «мы должны быть благодарны Анатолию Алексеевичу за то, что он смог в тяжелые времена сохранить предприятие». Во многом он прав.

Действительно, А. Павлятенко проявил себя как блестящий управленец-коммерсант: батайское АТП-1 тяжелые времена 90-х как будто не коснулись - были сохранены рабочие места, автопарк и база предприятия. Вот только вопрос: для кого, какими методами и нужно ли это было батайским пассажирам?

Батайский эксклюзив

Дискуссии на тему качества обслуживания батайских пассажиров ведутся давно. Почему у нас не так, как в Азове? Чем мы хуже ростовчан? Кто решил, что автобусы дальних маршрутов - восьмерки, шестерки, двойки (по сути, весь город) - должны ходить раз в час? Вот, что говорит на эту тему сам Анатолий Алексеевич:

- Очень тяжело вести этот бизнес. Во многом он убыточен. Иногда бывают трудности даже с выплатой зарплаты сотрудникам. Но мы стараемся. Совсем недавно приобрели несколько подержанных автобусов из Швеции. Кроме нашего предприятия, заниматься перевозкой населения практически некому. Мы делаем все возможное для комфортной и качественной перевозки батайчан,- говорит директор АТП-1.

Подобные ответы мы получали от руководства АТП почти всегда. Куда ни кинь - везде убыток. Так было и с запуском маршруток на Ростов. Теперь уже - по новой дороге.

В сентябре прошлого года ростовская фирма пустила транспорт по маршруту Батайск - Ростов (Западный). Затея, по официальной версии, оказалась невыгодной - пассажиров не было, и маршрут благополучно прикрыли.  Вот только на вопросы о том, сколько ходит единиц транспорта, где вывешено расписание, где точка отправления, мы не получили ответов. По одной простой причине: на наш взгляд, в городе сложилась скрытая монополия на перевозку населения, и кому-то просто не выгодно делить такой шикарный пирог.

Только для своих?

На сегодняшний день батайчан возят две фирмы - «АТП-1» и «Антей». Почему именно эти предприятия?  Потому что они получили такое право, выиграв в декабре 2009 года тендер, организованный администрацией города. Именно так, через конкурс, можно стать официальным перевозчиком.

Свою победу Анатолий Павлятенко объясняет тем, что желающих  участвовать в конкурсе, практически не было, за исключением «Антея», которому достался, по традиции, Койсуг.

А вот Аркадий Мартынов, директор ООО «Антей» говорит, что участников было больше. Но, по совпадению или по закономерности, все эти фирмы были тем или иным образом приближены к  Павлятенко.  Может быть, это совпадение? В конце концов, мы живем в о-о-о-чень маленьком городе, где почти все - знакомы.

Однако возможность выиграть такой конкурс - вообще вещь сомнительная. Так считают многие перевозчики. Большинство фирм не имеют материально-технической базы для получения лицензии на перевозку. К тому же, самое главное, - не у всех была возможность приватизировать государственное предприятие, имеющее свой собственный автопарк с комплексом зданий, предназначенных для обслуживания транспорта. А у Анатолия Алексеевича такая возможность случилась. В 2007 году.

Именно тогда Филиал Российского Фонда федерального имущества по Ростовской области объявил о проведении аукциона по продаже акций «АТП-1». Аукцион являлся открытым по составу участников. Начальная цена предприятия составляла 52 миллиона 894 тысячи рублей. Как вы думаете, кто же стал счастливым обладателем стопроцентного пакета акций? Верно - Анатолий Павлятенко.

Бизнес. И ничего личного

Желающих «подвинуть» АТП-1, на самом деле, нет. Самые выгодные маршруты давно закреплены за городским «монополистом». По словам владельца одной из транспортных компаний, их фирма попыталась один раз подать заявку на перевозку пассажиров по одному из внутригородских маршрутов. Но им четко дали понять, что «ловить здесь нечего».

Сегодня Анатолий Алексеевич свободно общается с журналистами и, например, рассказывает о том, что часть автобусов арендуется у его знакомых и родственников. А почему бы и нет? Он - частный владелец собственного предприятия, выигравший открытый конкурс. Все законно. К тому же, оказывает услугу, зачастую, в долг перевозя бюджетных льготников. Да и тарифы, установленные администрацией на перевозку населения, по словам Павлятенко и Мартынова, не оправдываются. Кто же захочет работать себе в убыток?

...Во дворе АТП-1 стоит огромный черный джип. Рабочие говорят, это джип директора. А вот в автопарке батайских пассажиров - списанное старье, на котором уже давно отъездили свое немцы и шведы. За последние 15 лет транспорт, наряду со строительством, был признан одной из самых развивающихся отраслей России. В Азове, Ростове, Москве, деревне Гадюкино водители маршруток бьются за пассажира. Но только не в Батайске. Меняются мэры и нравы, а АТП-1 продолжает возить батайчан.

Дорогие читатели! Как вы считаете, придет ли транспортный прогресс в Батайск? И что для этого нужно сделать?