Для одних он вилами по воде писан, для других - вызывает повод для беспокойств, - но участников рынка такси он не оставляет равнодушными. Речь идет о новом законе, который предполагает обязательное лицензирование такси. Закон должен вступить в силу с 1 сентября 2011 года, а с января 2012 года КоАП дополнится статьями, вводящими ответственность за перевозки в такси. Пока же батайские таксисты гадают: будет ли он работать?
Столь пристальное внимание к рынку таксомоторных перевозок не случайно. Как в стране, так и в городе, существует огромное количество фирм такси. Жесткая конкуренция в этой сфере в последнее время обострилась. Предприниматели привлекают все больше и больше работников с личными автомобилями, зачастую машины не проходят тщательный техосмотр, а водители - медицинское освидетельствование, тем самым подвергают опасности пассажиров.
Некоторые водители элементарно не знают города. За подобное низкое качество предоставляемых услуг берут невысокую цену. К примеру, в провинции она колеблется от 50 до 200 рублей, но глядя на неаккуратных и хамоватых водителей-частников, позволяющих себе курить в салоне, нецензурно выражаться и громко слушать музыку, даже такая сумма кажется большой.
Последней каплей стало недопустимое поведение таксистов после теракта в Домодедово. «Бомбилы» наживались на горе чужих людей, доставляя их в разные точки Москвы за баснословные суммы. В связи с этим мэр Москвы, Сергей Собянин, выступая на заседании правительственной комиссии по вопросам транспорта и связи, сообщил о предложении столичных властей ввести законопроект, который призван упорядочить работу рынка такси. Основная его цель - борьба с нелегальными водителями - «бомбилами».
В частности, в законе прописан ряд пунктов, касающихся оформления автомобилей, оказания услуг и квалификации персонала. Теперь легковые такси будут оснащены кассовыми аппаратами, навигационными системами, таксометрами на все автомобили установят «шашечки», нанесут специальную цветографическую схему и покрасят в один цвет. Водителей обяжут проходить предрейсовые медосмотры, проверка технического состояния машин будет осуществляться раз в полгода. За невыполнение новых норм предусмотрены штрафные санкции суммами: от 1000 до 5000 рублей для водителей, от 10 до 50 тысяч - для должностных лиц, и от 50 до 200 тысяч - для юридических лиц. Закон призван бороться с так называемым черным рынком такси.
В реальности дело обстоит по-другому. Процесс лицензирования обойдется таксомоторным компаниям в приличную сумму. Неконкурентоспособные фирмы уйдут в тень, и будут теперь работать как настоящие «бомбилы». По крайней мере, в этом мнении сходятся многие эксперты рынка. Более того, количество водителей-нелегалов возрастет в два, а то и в три раза из-за невозможности соответствовать регламентированным нормам. Установка дорогостоящего оборудования, налоги и прочие затраты быстро вытеснят с рынка мелкие фирмы. Но нежелание тратиться на подобные расходы лишь увеличит число «бомбил».
Качество услуги имеет большое значение, также как и вопрос о безопасности пассажиров. Для поддержания бизнеса таксомоторные компании вынуждены будут поднять цены. Кроме того, в каждое такси установят таксометр, пассажирам придется платить и за реальный километраж, и за время, проведенное в пробках. Закон заставляет думать не о собственной безопасности, а об экономии, толкая людей в автомобили частников.
Федеральный закон скоро вступит в силу. Нововведения дойдут и до Батайска, где в настоящее время насчитывается более тридцати крупных таксомоторных компаний. Помимо них, на улицах города огромное количество частных такси, пользующихся большим спросом у людей. О новом законопроекте слышали многие из водителей, однако они жалуются на отсутствие конкретики. Парадоксально, что подробный ответ на вопрос о лицензировании такси хотел бы получить директор одной из батайских таксомоторных компаний. К таким нововведениям предприниматели фирм по заказу такси отнеслись довольно скептически. Директор компании «Удача», Владимир Стакозов, говорит:
- Я отношусь к этой затее отрицательно. Поправки закона «плавают». Нелегальных таксистов меньше не станет, а с принятием закона многие водители перейдут в статус «бомбил».
Елена Бурова, директор диспетчерской «Фаворита Юга» также утверждает, что активизация частников неизбежна:
- Понадобятся большие деньги, чтобы привести весь этот механизм в действие. Таксометры те же, с ними только в наших пробках стоять, или на светофорах. Спрос на такси, может и понизится, но не у «бомбил». Цена повысится, но она будет ниже, чем у фирм со счетчиками. А куда пассажирам деваться? У них выхода нет: либо в переполненных автобусах ездить, либо в такси.
Но самый главный вопрос, интересующий предпринимателей: куда нужно обращаться, чтобы получить лицензию? Предполагается, что право выдавать разрешения на деятельность фирм получат региональные власти, а администрация городов будет выдавать их индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
Черный рынок такси представляет для пассажиров несомненную опасность. Но подобные законопроекты не оставляют выбора людям. К сожалению, в наше время бизнес процветает там, где человеку предлагают не безопасность, а низкую стоимость услуги. В общем, хотели как лучше, а что получится - покажет время.