16+
"Батайское время" выходит каждую среду.
Вход пользователя

В школе №4 и двух гостиницах разместили беженцев

Порядка 30 жителей юго-востока Украины прибыли в Батайск 21 и 22 июня. Многие из них не хотят возвращаться на родину. Что делать с людьми, хлебнувшими горя, до конца не знает и наша власть

фото Роман Вдовиченко

Социальные работники ежедневно навещают беженцев

Несмотря на то, что в нашем городе режим чрезвычайной ситуации не введен, власти смогли дать нуждающимся крышу над головой и обеспечить всем необходимым. Беженцев, большинство из которых женщины и дети, разместили в двух гостиницах. Еще около 20 человек поселили в спортзале школы №4. Но даже после нескольких спокойных ночей, проведенных в Батайске, люди до сих пор находятся в шоковом, растерянном состоянии. Говорить с ними нам было тяжело, а им еще тяжелее вспоминать...

Елена Паравинник - из Горловки Донецкой области. Сейчас женщина вместе с дочерью, зятем и маленькой внучкой живет в небольшом номере гостиницы «Жемчужина» рядом с Соленым озером.
фото Роман Вдовиченко
Едва лишь мы начали разговор, как по щекам Елены Вячеславовны градом покатились слезы. Женщина не может без боли вспоминать о последних днях, проведенных в родном городе. Кажется, что ее ранит все: от выпусков новостей на телеэкране до вида из окна, который, по признанию Елены, так напоминает ей родную Горловку. Само слово «Украина» будто бы отзывается бесконечной болью в мокрых от слез глазах несчастной женщины.
- В очередной раз переночевав в подвале во время артобстрела, мы решили, что больше так не можем, - начала свой рассказ Елена. - Тяжело смотреть на то, как твой родной город превращается в руины, как гибнут знакомые и друзья.
По словам женщины, она с родственниками в прямом смысле была вынуждена спасаться бегством.
- Меня можно назвать смертницей. Ведь во время референдума о самоопределении Донецкого региона я была председателем одной из избирательных комиссий. Сейчас на всех тех, кто участвовал в организации голосования, ведется настоящая охота. Одну из жительниц Горловки, которая так же, как и я возглавляла комиссию, каратели выследили и попросту расстреляли, - будто бы сама не веря в происходящее, говорит Елена.
В Россию беженцы добирались с пересадками, в основном, на автобусах.
- Жутко было пересекать границу. Вдоль обочин видели много расстрелянных машин. Всю дорогу мы  молились лишь о том, чтобы пули не настигли и нас, - продолжает женщина.
фото Роман Вдовиченко
Когда 18 июня, приехали на ростовский автовокзал, украинцы, им, посчастливилось встретить здесь спасателей, занятых организацией помощи беженцам. Спасатели и определили приезжих на временное проживание в Батайск.
Как жить дальше, Паравинник не представляет, на Украине у нее остались муж и сын, который воюет в народном ополчении.
Сейчас для женщины ясно лишь одно - возвращаться в родной город она не хочет. Тем более, что практически сразу после приезда в Батайск зять Елены Вячеславовны устроился здесь на работу, и теперь семья имеет хоть и небольшой, но доход.
Из «Жемчужины» мы направились прямиком в 4-ю школу. Там, в спортивном зале, временный приют нашли два десятка беженцев из разных районов незалежной. Для них надули матрацы, поставили столы, стулья, телевизор, а едой украинцев обеспечивает школьная столовая. Завсегдатаями школьного спортзала стали замглавы Администрации по соцвопросам Наталья Кузьменко и начальник МБУ «Защита» Сергей Арсеньев, которые ежедневно привозят беженцам помощь.
Здесь же, в школе, мы встретили нашу украинскую коллегу, журналистку из Краснодона Луганской области Аллу Письменную.
- Вначале я, как и большинство, просто не верила в то, что у нас возможны открытые боевые действия. Но когда снаряды начали разрываться рядом с моим домом, тут уж было не до размышлений, - рассказала БВ Алла. -
Я работала корреспондентом в нашей местной, провинциальной газете. Когда в голове созрело решение бежать, я написала заявление об увольнении с работы и обратилась к местному объединению ветеранов-афганцев, которые помогли мне с моими тремя детьми добраться до границы, - поделилась с БВ Алла.
Происходящее дальше, из-за перенесенного стресса, женщина помнит смутно. Пересекши границу, Алла вместе с несколькими беженцами попала в один из пансионатов на берегу Азовского моря. А уже вскоре хозяин санатория связался со спасателями, из Ростова и те перенаправили Письменную с детьми к нам в Батайск.
- Уезжая из Украины, мы оказались без единой гривны на руках. Несмотря на то, что у меня на карточке есть деньги, обналичить их было негде. В городах, оказывающих сопротивление Киеву, заблокированы все банкоматы, - рассказывает Алла. - В Луганском регионе происходят полная неразбериха и абсолютный хаос. По улицам ходят вооруженные люди, ездит бронетехника, постоянно слышна стрельба и разрывы снарядов. Обычные жилые дома обстреливаются снайперами.
Давать какие-то прогнозы Алла не берется, она сомневается, что вооруженный конфликт закончится в ближайшее время:
фото Роман Вдовиченко
- Горько признавать, но события в стране сильно раскололи народ. Даже в опальном Луганске люди разрозненны: кто-то высказывает одобрение действиям киевской власти, а кто-то считает, что правда за ополченцами.
Неоднозначно отношение украинцев из мятежных регионов и к России.
- Честно говоря, когда проходил референдум о независимости Луганской республики, мы надеялись, что все будет по крымскому сценарию - сперва Россия признает нашу независимость, а потом мы автономией войдем в ее состав. Но случилось то, что случилось... - тяжело вздыхая, говорит Алла.
Алла Письменная уже твердо для себя решила, что здесь, в России будет начинать новую жизнь. Женщина надеется поскорее устроиться на работу и решить вопрос с жильем.
Правда, этим планам могут помещать сложности с присвоением Алле и другим украинцам статуса военных беженцев.
- Формально, в Донецке и Луганске проходит контртеррористическая операция, то есть военные действия там, как бы, и не ведутся. А до тех пор, пока международная общественность не признает эти регионы зоной боевых действий, оснований для присвоения нам статуса беженцев у УФМС нет, - посетовала Письменная.
Поэтому, что будет дальше, женщина затрудняется ответить, впрочем, как и наши представители власти. Наверное, сейчас вообще никто не в состоянии четко описать дальнейший сценарий развития событий. Пока беженцы просто ожидают отправки к более или менее постоянному месту проживания, которое для них всеми силами пытаются найти спасатели, администрация и простые волонтеры.
Ясно лишь одно - в эти трудные для Украины времена наш город - Батайск станет первой точкой новой Родины не для одного десятка человек. Потому как многие из беженцев, найдя здесь, пусть и  временный приют, уже решили - остаемся в России навсегда...

Роман Вдовиченко