16+
"Батайское время" выходит каждую среду.
Вход пользователя

Украинскую границу для батайских мужчин закрыли

Пограничные посты в Ростовской области не пропускали российских мужчин в возрасте от 18 до 50 лет. Отменены и российские рейсовые автобусы

фото А. Кондратьева

Такой документ вручали украинские пограничники всем, кого возвращали

1 марта в Ростове-на-Дону беглый украинский президент Виктор Янукович выступил с обращением к журналистам. Смысл десятиминутного выступления отстраненного главы Украины можно свести к нескольким тезисам: Янукович жив и сохраняет за собой президентские полномочия, власть в Киеве захватили бандиты, выборы незаконны. Свое обращение Виктор Федорович закончил словами «ще не вмерла Украина!».

А между тем, на прошлой неделе украинские пограничники, под разными предлогами, не пропустили на Украину почти четыре тысячи россиян. Среди которых оказались и несколько жителей нашего города.

Желание съездить на Украину не покидало меня на протяжении двух последних месяцев. Мне, журналисту, безумно интересно было посмотреть на все, что происходит сейчас в незалежной. Интересно пообщаться с представителями противоборствующих сторон, самому услышать, что говорят «майдановцы», народные ополченцы и обычные, рядовые украинцы. К тому же среди батайчан из уст в уста начала передаваться информация о том, что границу с Украиной фактически закрыли для взъезда, что тут же отразилось и на батайчанах. Так, в редакцию на днях пришло письмо от нашего читателя:

«В ночь с 4 на 5 марта по делам семейным поехал на автомобиле к родственникам на Украину, в Луганск, через Новошахтинский КПП  «Должанский». Пообщавшись с пограничниками и представителем СБУ Украины, не был пропущен на территорию страны под предлогом, «невозможности подтвердить родственные связи и указать точный маршрут следования». На руки я получил соответствующий документ. А затем был передан из рук в руки, по акту, российской стороне. В беседе сотрудники украинских служб не скрывали того, что не пропускают уже более суток практически никого с российским гражданством, включая автобусное сообщение. Причем весь остальной автотранспорт с украинскими и европейскими номерами пересекал границу беспрепятственно».

фото Р. Вдовиченко

Как рассказывают водители, российские автобусы сейчас на Украину не ходят.

Итак, чтобы разобраться, что к чему, 9 марта, я отправился на ростовский автовокзал. Купил билет в международной кассе до ближайшего украинского поселка Новоазовск, что неподалеку от российской границы. Но стоило  лишь подойти к платформе, с которой должен был отправляться автобус, как у меня появились сомнения в том, что до Новоазовска удастся добраться. Пассажиры автобуса, не стесняясь крепких выражений, возмущались тому, как трудно пересечь границу с российским паспортом. Как выяснилось, среди отъезжавших были и те, кого несколькими днями ранее на Украину уже не пустили. Среди них ростовчанин Арсен Шашикян. Парень поведал, что вот уже четвертый год он живет на Украине с гражданской женой - украинкой. И раньше никаких проблем вообще не возникало. Однако в прошлый раз украинские пограничники Арсена из автобуса высадили. И, сообщив, что у него с собой недостаточно наличных денег для посещения Украины, проводили до российского поста. При этом девушку ростовчанина пропустили без лишних вопросов.

- Так что, будь готов - могут не пропустить, - предостерег меня Арсен.
Чувство тревоги усилил водитель автобуса, который увидел, как я меняю объектив фотокамеры.
- Ты журналист? - спросил меня седовласый шофер. И получив утвердительный ответ, добавил: - Про то, что ты из прессы, пограничникам не говори. И камеру доставать не вздумай, а то будет беда.

С таким наставлением мы и отправились в путь. Через несколько часов автобус прибыл на пропускной пограничный пункт под Таганрогом. Таможенную проверку все прошли быстро. Собственно, как и паспортный контроль на российском погранпосту. Правда, узнав цель моей поездки, российские пограничники сообщили, что, скорее всего, попасть на Украину у меня не получится.

- Мужчин в возрасте от 18 до 50 лет украинские погранцы не пропускают. Придумывают любой предлог. Четвертый день уже так. Только за вчера более 200 человек вернули обратно, - обмолвился российский пограничник.
Когда автобус подъехал к украинской заставе, внутрь вошел пограничник и собрал паспорта у всех пассажиров. Через некоторое время коренастый мужчина вернулся и отдал документы гражданам Украины. А вот обладателей российских паспортов стали вызывать по одному. Мою фамилию назвали второй, и вскоре я уже стоял перед украинскими пограничниками в тесном помещении заставы.
- Сейчас мы с вами собеседование проведем,- сообщил мне старший прапорщик Родченко. -Звание и фамилию крепкого мужчины средних лет я прочел на маленьком удостоверении, прикрепленном к наружному карману на груди.

Первая претензия, которую мне предъявили, заключалась в том, что, заполняя пропускной бланк, в графе «место прибытия» я указал лишь название поселка - Новоазовск.

- Напишите точный адрес и имя человека, к которому едете, - сухо выпалил Родченко.
Никаких адресов я не знал, да и в самом Новоазовске меня никто не ждал. Пришлось пойти на маленькую хитрость. Смекнув, что практически в каждом населенном пункте на территории бывшего СССР есть улица Ленина, в графу я вписал: ул. Ленина, дом 3. Имя человека, ожидавшего меня, также пришлось выдумать. После заполнения бланка вопросы продолжились.

- Как долго собираетесь пребывать в Украине? С какой целью едете? Есть ли документы, подтверждающие адрес вашего нахождения в Украине? - интересовался старший прапорщик.

На все вопросы я отвечал быстро и без колебаний. После собеседования пограничник приступил к осмотру моих вещей. Плеер, кошелек да сумка с фотокамерой ­- вот и все, что было у меня с собой. Но вот, как раз, камера и вызвала больше всего вопросов.
- Что снимать собираетесь? - строго рявкнул пограничник.

- Природу, виды. Да я вообще всегда с собой в дорогу фотоаппарат беру, - ответил я.

Затем меня попросили показать все имеющиеся в наличии деньги. С собой было порядка восьми тысяч рублей, и я без колебаний продемонстрировал купюры. И тут пограничник мне сообщил, что для пребывания на территории Украины в течение суток такой суммы денег... не достаточно. Из ящика в столе мужчина достал лист бумаги, в котором были прописаны суммы, необходимые для пребывания.

- Согласно постановлению Кабинета министров от 4 декабря 2013 года, чтобы находиться в Украине один день, въезжающим надо иметь с собой 4872 гривны, - оттараторил Родченко, -  курс гривны по отношению к рублю, примерно, один к четырем. И денег, которые у вас есть с собой, для въезда недостаточно.

С этими словами пограничник вернул мне все деньги. Но вот незадача, когда я вновь открыл кошелек, старший прапорщик заметил лежащее в нем удостоверение корреспондента БВ.

- Так ты журналист? - спросил страж границы. И передал мое удостоверение своему коллеге.
- Надо ему вообще въезд в Украину закрыть, - сказал напарник Родченко. И прихватив мои документы, мужчины ушли в соседнюю комнату.
Через несколько минут пограничники вернулись и вручили мне решение о запрете на въезд в Украину. Причиной такого решения в документе значилось «недостаточное финансовое обеспечение на период запланированного пребывания».

Меня попросили показать камеру. И после того как фотоаппарат побывал в руках пограничника, снимков на флешке почти не осталось. Работники поста несколько раз проверили меня металлоискателем и внимательно осмотрели, как сказали они сами, «на предмет наличия записывающих устройств», приравняв их, видимо, к наркотикам...
Финалом всего происходящего стало приставление ко мне вооруженного пограничника, под конвоем которого меня и препроводили до российской границы.
­- Ну? Убедился? Я же говорил, не пропустят. И такое здесь уже несколько дней,- обратился ко мне российский служащий,  - а некоторые все не верят, что дело к войне идет.
Домой я вернулся глубоко за полночь. А в понедельник, 10 марта, Государственная погранслужба Украины сообщила, что только за 9 марта через границу не были пропущены 342 россиянина. По информации ведомства, россиян, которым было отказано в пересечении границы, заподозрили в том, что они «могли принять участие в мероприятиях по дестабилизации обстановки и накала противостояния на Украине». Ранее сообщалось, что только за прошлую неделю украинские пограничники вернули обратно 3,5 тысячи российских граждан.
Признаться, на самой границе тревога будто бы витает в воздухе. Напряжение и обоюдная раздраженность чувствуется как с украинской так и с российской стороны. Пограничники говорят о войне, как о чем-то уже неизбежном. И от того становится лишь горше. Ощущение надвигающейся бури после поездки только усилилось.