16+
"Батайское время" выходит каждую среду.
Вход пользователя

Как глава Батайска с амвона выступал или Царские врата для мэра (полная версия)

фото читателя В. Васильева

Прощенное воскресенье в храме Покрова Пресвятой Богородицы

Пасхальное поздравление батайского градоначальника в храме Святой Троицы заставило некоторых прихожан покинуть церковь. Не все православные поняли и его обращение в Прощенное воскресенье в храме Покрова Пресвятой Богородицы

Сообщение об этом поступило в редакцию от пользователей сайта газеты www.battime.ru (режим доступа - https://battime.ru/node/64036). Приводим его полностью:

«В ночь с 14 на 15 апреля в Батайске православные горожане отмечали праздник Светлого Христова Воскресения... Вот и мы с супругой пришли в храм Святой Троицы на праздничное богослужение. Богослужение, которым руководил настоятель храма Отец Сергий, было чудесным: чувствовалась атмосфера  лучезарного праздника, пел великолепный хор, и на лицах прихожан были светлые улыбки.

Служба закончилась проповедью настоятеля храма, после которой произошло нечто, поразившее многих. Из предела храма на амвон вышел наш уважаемый мэр В.В. Путилин и, не сходя с него, став рядом с настоятелем, принялся произносить речь, полную саморекламы и перечислений сделанного им для города и горожан...

С амвона в Пасхальную ночь лилась речь о том, что было сделано в городе за истекший год и что планируется сделать в этом году.  Я почувствовал себя толи на совещании в мэрии, толи на собрании акционеров. Видимо, так же себя чувствовали и другие прихожане: кто-то демонстративно вышел, перекрестившись на образ Воскресшего Христа, кто-то переминался с ноги на ногу, испытывая стыд и удивление неподобающим действом, происходящим у всех на глазах...

А господин Путилин, воодушевляясь молчанием, казалось, не собирался заканчивать. Но вот речь, наконец, иссякла, и он, получив куски освященной у Царских врат пасхи, поспешил с супругой домой мимо прихожан, стоящих в ожидании освящения пасхальных куличей и других угощений праздничного стола...

Может быть то, что я наблюдал - нормально, и это новая мода - делать святую святых политической трибуной?»

Вслед за этим письмом еще один наш читатель Вениамин Васильев прислал фото мэра в храме Покрова Пресвятой Богородицы и подписал его следующим образом: «Не в первый раз вышел мэр на амвон. На фото -Прощенное Воскресенье 2012 года».

С просьбой прокомментировать оба письма БВ обратилось к настоятелю храма Святой Троицы отцу Сергию. Он был удивлен. И сразу оговорился, что человек, который прислал письмо о пасхальном богослужении, вероятно, впервые пришел в храм на Пасху, иначе он бы знал, что выступление В. Путилина в праздник - уже традиция.

- Никакого отчета о проделанной работе Валерий Васильевич не делал. А даже, если бы и рассказал о городских делах, что плохого? Это же созидание, а не разрушение.

В. Путилин лишь, по сложившейся традиции, поздравил батайчан с праздником. Ни один год он делает это на Пасху и Рождество в нашем храме, а в день Прощеного Воскресения - в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Прекрасно, что глава города в такой день находится рядом со своим народом. Все прихожане были только рады и отвечали мэру «Воистину воскресе!».

Слова настоятеля подтвердила и пресс-секретарь главы города Светлана Малярова:

- Валерий Васильевич с разрешения настоятеля храма поздравил собравшихся прихожан со светлым праздником Пасхи, - сказала пресс-секретарь администрации города С. Малярова. - Это совершенно естественно, так происходит ежегодно. Православных всегда поздравляют и президент России, и премьер-министр, и губернатор Ростовской области, другие руководители федерального, областного и местного уровня.

Мнение эксперта

«Нет канонических норм, запрещающих это»

- так прокомментировал факт обращения к прихожанам Игорь Петровский, пресс-секретарь Главы Донской митрополии. Вместе с тем, он отметил, что с развитием средств коммуникаций, «сегодня нет потребности доводить до населения какую-либо светскую риторику с церковного амвона»

«В истории Византийской империи действительно были случаи, когда сам император или римские магистранты обращались к собравшемуся в храме народу с речами. Так, например святитель Амвросий Медиоланский (нынешний Милан), будучи еще префектом серверной Италии (т.е. мэром Милана), мог обратиться к жителям города с каким-то словом или призывом. Однако это была вынужденная практика. Церковный двор в то время был единственной площадкой, которая собирала все население города или префектуры. Само слово «церковь» по-гречески звучит как экклесия, что означает «народное собрание», а главное церковное богослужение было названо греками литургия, что переводится как «общее дело».

Даже храмы первых христиан в архитектурном смысле подражали античным базиликам, которые являлись площадками для схода всего римского плебса. До сих пор в Западной Европе слово базилика является синонимом слова «храм». После Миланского эдикта императора Константина и Лициния 313 года, который прекращал жесточайшее гонение на христиан, христианские базилики становились основной ареной собиравшей все населения региона. А после крушения институтов римской власти под гнетом варваров, Церковь оставалась единственной силой собиравшей народ не только духовно, но и наглядно.

Ни интернета, ни оперативных СМИ в то время не было. Так что, при каких-то угрозах или в случае крайней необходимости внутри церковных стен могли быть озвучены некоторые слова «земного порядка». Тем не менее, эти необходимости никогда не нарушали сакрального характера богослужения и являлись лишь вынужденной мерой. Историческая и каноническая практика византийской церкви старалась, чтобы храм не превращался в трибуну политической борьбы или в кафедру светской риторики. Но и не предписывала тотального табу в экстренных случаях, которые, тем не менее, должны были быть согласованы с церковными властями.

Так, например, при осаде Рима войсками вандала Гейзериха в 455 году народное ополчение было собрано святителем Львом Великим именно с церковного амвона. Как видим, исторический контекст того времени и технические возможности сильно отличался от наших дней. В некоторых случаях в храмах могли звучать слова не только о небесном, но и «о насущном». Произносить их могли не только святители, но и, в исключительных ситуациях, светские персоналии.

В поздневизантийский период эта практика постепенно исчезает. А на почве отечественной истории она встречается еще реже. Однако стоит отметить, что канонического прещения или догматического нарушения в этой модели поведения нет. Тем не менее, тут есть момент исторической справедливости. С развитием средств коммуникаций, сегодня нет потребности доводить до населения какую-либо светскую риторику с церковного амвона, как это иногда бывало в Древней церкви. Благодаря развитию современных средств связи, кесарево имеет все возможности оставаться кесаревым, а Божие - Божьим.

Но это вовсе не значит, что на великие церковные праздники добрые слова, поздравления тех, кто олицетворяет собой гражданские институты власти, тотально не уместны. Нет никаких канонических норм, принципиально запрещающих это. Другое дело, если эти слова поздравления превращаются в нечто большее...

В любом случае, хочется напомнить, что, по церковным нормам, уместность таких обращений обсуждается с правящим архиереем. Не забывая поздравлять народ Божий с духовными национальными праздниками, все же правильно будет помнить и о тонкостях религиозных чувств, которые, как известно, очень ранимы, особенно в последнее время.

И еще, хочется поблагодарить газету «Батайское Время» за организацию диалога по этому вопросу, а всем его участникам в светлые дни Христова Воскресения напомнить слова стихиры Пасхи: «Друг друга обымем, братия, и ненавидящих нас простим вся воскресением, и тако возопим Христос Воскресе!»