16+
"Батайское время" выходит каждую среду.
Вход пользователя

Реки - вспять...

...Они ехали из затопленного Крымска семь часов. Ради встречи с ними мы отложили на полдня выход очередного номера газеты. Очевидцы страшного наводнения в Краснодарском крае встретились с БВ уже за полночь и рассказали, что им пришлось пережить. Крымская трагедия - глазами очевидцев...

фото из личного архива очевидцев

11 июля. 2 ночи. На безлюдную батайскую улицу въезжает «Газель». В машине приглушен свет. Внутри находятся пять человек. Двое мужчин, женщина держит на руках маленькую девочку, рядом сидит замученный мальчуган лет семи. Они приехали к родственникам из Краснодарского края. Их ждут с нетерпением. Крепкие объятия. Слезы встречи. Слезы радости. Но больше не от того, что приехали, а потому ... что остались живы...

Люба с полуторагодовалой дочкой и племянником приехала в Батайск к родной сестре. За ними в станицу Нижнебаканскую, что в десяти километрах от Крымска, ездил зять Саша. Там, в полуразрушенных заиленных домах, еще остались пожилая мать, сестра и брат со своими семьями.

фото из личного архива очевидцев

Как только батайчане узнали, что у родственников произошло большое горе, страшное наводнение, как только смогли выйти с ними на связь, сразу же приняли решение, что надо ехать. В обед 10 июля в «Газель» загрузили все самое необходимое - продукты и воду - и отправились в Крымск. На месте были около шести вечера, уже через час машина выехала обратно. Саша возвращался в Батайск не один.

Рассказывает Люба:

- Три дня, как в Нижнебаканке то лил, то останавливался дождь. 6 июля после обеда он стал усиливаться, но даже тогда мы и предположить не могли, что произойдет такое. Я была в доме у мамы. С ней живет еще одна наша сестра Вера со своими тремя детьми. Чуть в стороне стоит двухэтажный дом брата. Он-то и приехал за нами уже под вечер, сказал, мол, давайте собирайте все самое необходимое и поехали ко мне. Речка Баканка уже полная. Вот такой толпой мы и явились к нему в дом и сразу обосновались на втором этаже. Внезапно погас свет. Темно было повсюду. Только ливень шумел на всю округу. Я даже уже и не помню, сколько было времени, когда стало ясно, что именно происходит. Мы все как раз укладывали детей спать. А когда через время взглянули в окно... реки, реки мутной воды с сумасшедшей скоростью бежали по улицам.

(Любу прервала дочка Даля. Обратно из Крымска они возвращались почти семь часов. Девочка то спала, то капризничала в дороге. Вот и сейчас она, уставшая, сидела на руках у мамы и ела приготовленный тетей борщ. Маленькие ручонки теребили Любину кофту...)

Люба продолжила:

«Услышали первые крики. Начали вглядываться в темноту. Это была пожилая соседка. Она звала на помощь. Ноги у нее больные, она еле стояла возле своего дома и за что-то держалась. Мои два племянника, одному 21, другому 17 лет, не раздумывая, рванули к ней. Успели. Привели ее к нам. Она, испуганная, показывала на свой дом. Мол, там, внутри, остался муж. У него тоже больные ноги, он не сможет даже из дома выбраться самостоятельно. Племяши побежали обратно. За эти минуты вода настолько поднялась, что стала касаться даже крыши соседского дома. Волна настигла старшего там. Он чудом смог удержаться за край крыши. Но почувствовал, что и ее смывает. Крикнул брату «Данил! Это конец! Уходим!». Вслух стал читать молитву. В это время мимо по улице уже плыли автомобили. На наших глазах под водой скрылась десятка. В ней были люди... Не знаю, как удалось выбраться моим племяшам, но уже через несколько минут они были с нами... Сосед? Дедушке тоже повезло. Это мы потом поутру выяснили. Они поменяли недавно окна на пластиковые, да и старенький дом оказался крепеньким. Он как будто в консервную банку попал. Ну, понимаете... Вода не смогла просочиться внутрь.

Вот так прошла эта страшная ночь. А утром... Мы и не подозревали, что увидим такое. У брата дом новый, затопило весь подвал. В округе же многим досталось! Покореженные заборы, полуразрушенные дома, машины, где-то были видны лишь их крыши.

фото из личного архива очевидцев
Ужас. Утром вода заметно стала сходить. Как только стало возможно, мы пошли к маминому дому. Он оказался весь заиленный. Рухнул потолок. Пострадало хозяйство... Утки уцелели, даже радовались, купаясь в муляке. А куры, их было 100 штук, все потонули. Мать с сестрой совсем недавно купили их, закупили корма. Короче, большие деньги потратили. За счет домашнего хозяйства живут многие нижнебаканцы. Уничтожено почти все! В соседних домах поуносило даже крупную скотину. Сошедшая вода оголила трупы животных. Они валялись везде. А во двор одного из маминых соседей даже дохлых толстолобов  принесло. Сосед нам потом показывал».
фото из личного архива очевидцев

Говорит Саша:

«Это ужас, что там сейчас творится. Я впервые увидел, как вода спускается не с горы, а течет в гору. Поверите? Как будто реки повернулись вспять... Когда мы уже по Крымску ехали, видели, как на обочинах стоят десятки брошенных разбитых машин: Москва, Ростов, другие, легковые и фуры. Их охраняют полицейские. Хозяев нет. Где - неизвестно. На этих улицах находятся придорожные кафешки. Видимо, люди остановились передохнуть, перекусить, а тут такое... Кругом, возле каждого двора куча испорченной мебели, негодной теперь техники, мусор и ил. Очень  много полицейских, МЧСовцев, всякие дорожники».

Снова рассказывает Люба:

«Говорят по телевизору, что какие-то смс-сообщения рассылали людям перед наводнением. Неправда! Хотя смс мне пришло... Знаете когда? Только на следующее утро написали: «В Новороссийском, Геленджикском и Крымском районах ЧС. Трасса Краснодар - Новороссийск закрыта. Постарайтесь воздержаться от поездок». На кой мне эта смс-ка на следующий день нужна?

Потом началось. Света нет. Газа нет. Но самое главное - нет питьевой воды! Что делать, куда бежать? На чем готовить? Кто как, кто с чем, побежали по магазинам. Благо, некоторые из них цены в два раза опустили. Брат успел последнюю плиту газовую, знаете, такую маленькую, купить. Их сразу порасхватали.  Одна такая печка стоит 850 рублей, плюс баллончик газовый 60 рублей за один. А его хватает, чтобы одно-два блюда приготовить, да чайник вскипятить...

На второй день, кажется, не помню уже, в станицу подвезли горячую еду. Что-то там еще было в машинах. Они ездили по улицам, и к ним можно было подойти и взять, что тебе нужно.

Днем жара. 30 градусов. Эти куры у нас во дворе уже заваниваться стали. Мы поехали с братом в Крымск, в администрацию. Там записали наш адрес и сказали, что приедут птицу уберут. И вот мы уезжали сегодня, но никто так еще и не приехал. А за помощь, которая в 10 тысяч, предупредили, что почтальоны будут после тринадцатого по домам разносить. А еще в мамин дом приходили какие-то люди, вроде, тоже из администрации, проверяли, как пострадали дома. Так вот, говорят, то, что у вас потолок обвалился, в ущерб считать не будут. Мол, надо крепкую крышу иметь. Короче, считают только то, что снизу шло. Ущерб, который вода принесла. В мамином доме она стояла 20 сантиметров. Это, по-моему, учтут».

Саша перебил:

«Брат жены рассказывал мне, что утром после этого дождя поехал в Крымск купить хлеба. Когда проезжал мимо городской больницы, то видел, как под стенами в два ряда люди погибшие лежали. Говорит, так Саш, если навскидку, человек пятьсот - точно. А в это время, между прочим, по телевизору сообщали о 90 погибших. Ну не знаю, это он так сказал».

Люба:

«Да-да. Я у нас в Нижнебаканке тоже слышала, что официально в станице 27 трупов, а на самом деле их уже около 40-ка было. Там же все друг друга знают. А вот. Я, когда в Крымск в администрацию ездила узнавать по поводу этих 10-ти тысяч, проезжала мимо морга. Это мне водитель сказал, что морг проезжаем. Там такая толпа людей стояла. Плачут. Хотя официальный день похорон был накануне. Так что там все эти люди делали, чего ждали...

Наши там остались. Слава богу, дома не очень сильно пострадали, вот и остались. Будут разгребать все это. Не знаю, как теперь мама с сестрой, ведь все хозяйство пропало!»

- Люба! Что им нужно? Чем помочь? Что необходимо сейчас?- спросили мы.

- Питьевая вода! Вода - это самое главное. Ее больше всего не хватает. Ну, продукты, конечно. Только лучше консервированные, чтобы не испортились. Для детей всякое питание, памперсы. Печки вот такие очень удобны. Хотя, когда мы уезжали, в некоторых домах уже дали газ. Но мало ли. И еще -посуды одноразовой. Мыть такую, обычную, просто нечем. Вот это было бы огромной помощью для пострадавших. Тем, кто готов помочь, из информации с экранов телевизоров сложно понять, в чем именно нуждаются пострадавшие. Да что там говорить! Когда мы проходили по крымским улицам, стали свидетелями того, что полицейские, а их очень много по городу, запрещают проводить фото- и видеосъемку простым гражданам. Судя по тому, что мы видели, истинные масштабы трагедии гораздо больше,  чем говорят центральные СМИ...