16+
"Батайское время" выходит каждую среду.
Вход пользователя

Расстрелять невозможно. Лечить нельзя?

Дело в отношении батайского маньяка, изнасиловавшего и убившего в Батайске девушку, а также напавшего еще на трех женщин, будет прекращено. Истек срок давности – после убийства прошло 23 года.
Фото БВ.

Тамара Елисеевна Таценко на могиле дочери.

Об убийстве 1995 года, совершенном в Батайске напротив отдела милиции, наша газета уже писала трижды. Тогда, в 1995 году, был задержан курсант РАУ, которого позже экспертиза признала психически нездоровым - причем психическую травму он получил во время следствия, на момент совершения преступлений был здоров. Он изнасиловал и убил 26-летнюю Елену Таценко, затем напал еще на одну девушку, но та смогла сбежать.

Далее маньяк Н. время от времени находился на принудительном лечении, а затем его отпустили - чтобы жил на свободе, наблюдаясь у психиатра. В это время насильник совершил еще два нападения на женщин, успел жениться и обзавелся ребенком.

И вот в мае этого Военное следственно управление  СК по ЮВО возобновило дело. Все эти месяцы редакция БВ вместе с мамой погибшей девушки Тамарой Елисеевной Таценко пристально следила за ходом экспертиз и расследования. Надежда не умирала: Н. должны были упрятать или в тюрьму, или в психбольницу. Ведь аргументы в пользу такого решения были очевидными: Н., находясь на амбулаторном лечении, то есть на свободе, совершил нападения на двух ростовчанок, удержавшись от изнасилования, но ограбив их! Однако недаром Фемида имеет повязку на глазах...

13 декабря в Ростовском гарнизонном военном суде состоялось предварительное слушание по делу Н,, который все лето проходил очередную экспертизу на «годность» к тюрьме в институте им. Сербского.

На суд в качестве потерпевшей приехала и мать убитой батайчанки Тамара Елисеевна Таценко. Однако ехала она с тяжелым сердцем: из бумаг, с которыми она знакомилась накануне слушания, стало понятно и без адвоката, которого 77-летняя пенсионерка не может себе позволить, что Н. отпустят на свободу.

Так, в постановлении о назначении предварительного слушания говорилось следующее:

- В соответствии со ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения особо тяжкого преступления истекло 15 лет, при этом в силу ч. 4 этой же статьи вопрос применения сроков давности к лицу, совершившему преступление, наказуемо смертной казнью или пожизненным лишением свободы, решается судом. На основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УК РФ возбужденное уголовное дело подлежит прекращению при истечении срока давности уголовного преследования, в том числе и на предварительном слушании, в соответствии с ч.1 ст. 236 УПК РФ.

Иными словами, Н. должны отпустить на все четыре стороны. При этом ранее, по словам Таценко, эксперты, обследовавшие маньяка, вновь пришли к выводу о том, что в психбольницу его помещать не надо - пусть живет дома и наблюдается у психиатра. Несмотря на два нападения на ростовчанок, совершенные в начале нулевых, когда предыдущий суд отменил для него меры принудительного лечения в спецбольнице!

Поэтому на закрытое слушание Таценко ехала с тяжелым сердцем. Думала, не переживет... Ведь ее дочь жестоко убили 23 года назад, а за это время преступник так и не понес наказания. Более того - она даже ни разу не видела его! Так как в первые годы после преступления его под разными предлогами даже в суд не привозили.

- Я хотела ему посмотреть в глаза. Он был с отцом и адвокатом, на меня не смотрели. У меня не было защитника на суде, но я все-таки подготовила обращение к судье, - рассказывает Тамара Елисеевна.

Когда Таценко дали слово, она не кричала и не оскорбляла, но потребовала: «Если больной, пусть лечится вдали от людей, в психбольнице. Если здоров - пусть сидит в тюрьме!»

Она рассказала  судье о том, что с 2014 по 2018 год  следствие вообще не предпринимало никаких действий в отношении Н. - не проводились экспертизы, дело, как будто, «зависло»! Или кто-то постарался для того, чтобы маньяк исчез из поля зрения органов?! Именно поэтому он, убийца и насильник, жил обычной жизнью - получал деньги по инвалидности, женился на некой медсестре, которая ничего о нем не знала, родил сына, развел хозяйство...

Рассказ заинтересовал судью:

- Скажите, а родственники Н. выплатили вам хотя бы моральный ущерб за содеянное?

- Нет. Более того - Н. даже алименты не платил девочке, которая осталась в первом браке. Ведь когда он изнасиловал мою дочь, его ребенку было несколько месяцев, - ответил Таценко, и ее слова очень удивили судью.

Как рассказывает Тамара Елисеевна, выслушав ее, суд принял решение пока не закрывать дело. На 20 декабря будет назначено повторное слушание. К чему оно приведет? К сожалению, БВ не может присутствовать на заседании - оно закрыто для посторонних и журналистов.

Но, кажется, в следующий четверг мы узнаем, чем закончится история батайского маньяка, которой не провел в тюрьме ни дня.

Светлана Шишканова