16+
"Батайское время" выходит каждую среду.
Вход пользователя

Посторонним вход запрещен! Или Добро пожаловать в зону безвластия

В Гидромеханизаторе - все дома красивы и эксклюзивны. Фото Александра Кондратьева
На батайских дачах уже давно не сажают картошку - люди здесь живут также,  как и в черте города. Только вот потребовать новых дорог, газа и света от местных властей они еще долго не смогут. Государство решило пока им не давать такого права

В Батайске, помимо основных районов, есть еще семь садоводческих товариществ. Причем, понятие дача в нашем городе, как и по всей стране,  уже давно чисто номинальное. Сюда люди не приезжают на летний сезон, а живут круглый год. Каждое садоводческое товарищество - это как отдельное государство - со своим менталитетом, бытом и нравами. Здесь особенно отчетливо и резко видна разница между богатыми и бедными. «Дружба» и «Ягодка», расположенные рядом друг с другом, образуют  местность, которую предпочитают беженцы, бродячие цыгане и беспросветные алкоголики. И «Гидромеханизатор», где получают удовольствие от жизни на берегу Соленого озера состоятельные бизнесмены, чиновники и руководители засекреченных структур области. И пропасть между людьми разного социального статуса перешагнуть невозможно. Судите сами.

Легенды о медных сокровищах

Кроме, как на милицейском «УАЗике», в «Дружбу» и «Ягодку», расположенным на южном выезде из города,  не проедешь. По крайней мере, редакционная «легковушка» застряла бы в колее еще на подъезде. К тому же, само путешествие по узким улицам с хлипкими хибарками показалось нам не безопасным. В рейтинге  ужасных мест эти товарищества заняли бы первые места.

- Нормальные люди здесь жить не смогут - нет ни дорог, ни инфраструктуры, - рассказал нам по дороге участковый Максим Степанов.

Трясущийся «УАЗик» по пути бросало и заваливало набок. За окном справа показалось «свалочное море», с характерным запахом, а  слева - маленький оазис дачной жизни - никому неизвестный водоем размером с огромную лужу.

Свалка образовалась еще в советские времена, а вот по какой причине вдоль нее выросли дачные домики - доселе неразгаданная тайна. Местные жители давно разведали, что часть мусорных гор была засыпана землей. И уже лет семь здесь вовсю ведутся «археологические» раскопки. Люди с лопатами и тяпками забираются на искусственные холмы и ведут активные поиски прикопанного добра. В основном, металлолома.

Типичная улица ДНТ Дружба. Фото Александра Кондратьева.

Один из опытных «археологов», цыган Ян Ведрашко, давно находится в поле зрения батайских милиционеров. В ярко выраженном криминале гражданин Ведрашко замечен не был, так, по мелочи, - не соблюдает паспортный режим, да промышляет всякими подозрительными делишками.

Ян рассказал, что живет в «Дружбе» с женой и двумя маленькими детьми. Единственный источник дохода - ежедневные поиски металлолома.  С помощью трактора сгребается земля, а под ней, если повезет, можно найти станок из металла, алюминиевое ведро или кусок меди.

Кстати, из одной дачи в другую ходят легенды о несметных сокровищах свалки. Хотя милиционеры утверждают, что все это - лишь мечты о другой, благополучной и комфортной жизни, замешанные на легкой зависти к более удачливым соседям.

- Жила у нас тут семья, лет семь тому назад, - рассказала дачница Анна Гладчук, - у них была техника. Так вот, медь добывали - килограммами. Разбогатели и переехали жить на ростовскую свалку. Где-то и сейчас рядом с нами, на глубине, наверняка остались остатки той роскоши.

Дом с видом на свалку: противно, но дешево

Честно говоря, общаясь с местными жителями, чувствуется актуальность горьковской пьесы «На дне». Написанная еще в начале прошлого века картина жизни людей, потерпевших фиаско, словно срисована с батайчан из «Дружбы». Каждый из героев в прошлом пережил свою неудачу, в результате которой и оказался в таком жалком положении. Существование здесь, без преувеличения,  ничтожно и чудовищно. Одни не хотят, другие не могут  хоть как-то улучшить свою жизнь.

- На улицах у нас нет ни одного фонаря, о газе и водопроводе даже не мечтаем. На улицу лучше лишний раз не выходить, опасно. А из дворов постоянно что-то пропадает, - рассказала Анна Асатрян, мать четверых детей. - За детьми здесь вообще нужен глаз да глаз - однажды не уследила, выпили воду из скважины и отравились. Скорая сюда приезжает минимум через час.

Семья Асатрян

Семья Асатрян поселилась здесь, на даче у знакомых, года два тому назад. Беженцы из Армении, без российских документов и, значит, социальных гарантий, не могут позволить себе снять жилье в черте города. Приходится любоваться видом свалки из окна. Не редкость здесь заброшенные, сгоревшие дома и жилища, утонувшие в хламе.

Самый трагический пример за последнее время - пожар во флигеле узбекской семьи, где из-за неисправности старенькой печки сгорели четверо: родители и их двое детей.

Живут здесь и русские, обычные семьи с детьми. Те, для кого стоимость недвижимости в черте города - просто заоблачная. Жилье же в «Дружбе» вместе с участком можно купить тысяч за 80.

Кстати, местные дети школьного возраста добираются либо на «двойке», до конечной, а там идут пешком с километр, либо на «восьмерке», которая следует до МРЭО.

Из благ современной жизни только маленький ларечек. Самый ходой товар - пиво в полуторалитровых бутылках. Им здесь заставлено практически все свободное пространство, причем по обе стороны прилавка.

Единственный приятный нюанс, который мы нашли на этой окраине жизни - красивые названия улиц - Кленовая, Абрикосовая, Сливовая, Ореховая, Розовая... Но звучат они на фоне убогих и совершенно не озелененных домов, как издевка.

« Мы сами можем за себя постоять»

Если есть где-то на батайской земле рай, то он расположен всего в 15-ти минутах езды от «Дружбы» и «Ягодки». Название его не столь звонкое и сладкое - дачное некоммерческое товарищество «Гидромеханизатор». Зато сама жизнь в роскошных особняках настолько благополучна, что когда-то здесь приобрел недвижимость даже экс-губернатор Владимир Чуб. Впрочем, Владимира Федоровича в этих краях не видят уже лет 10. Свою «крепость» он, видимо, продал. Сейчас здесь живут люди рангом немного пониже, но также не бедно.

Историю одного из самых элитных районов во всей области рассказал председатель «Гидромеханизатора» Владимир Пищанский.

Оазисы в Гидромеханизаторе

Первые дачи здесь начали появляться в 1989 году. Строились работники крупного строительного управления - именно эта организация, «Донтранс-гидромеханизатор»  и намыла знаменитое Соленое озеро. Живописное место на карте появилось совершенно случайно, после добычи песка. Постепенно здесь стала заселяться элита донской столицы и Батайска, а также состоятельные люди из других регионов. Один голый участок в «Гидромеханизаторе» обойдется в полтора миллиона рублей.

А еще это тот район, где совершенно не нуждаются ни в милиции, ни в депутате. То, что дачи входят в округ депутата Геннадия Окуневича местные жители, узнали из нашей газеты. А стражи правопорядка сами порой приезжают за помощью - когда «ЧП» происходит на другом берегу Соленого.

- Здесь люди обеспеченные и  могут сами за себя постоять, - неоднократно повторил нам председатель.

Летом, когда на берег озера приезжают купаться многочисленные отдыхающие, в Гидромеханизаторе устанавливают шлагбаум и вводят пропускную систему. Причем, для самих владельцев домов - один пропуск, для гостей и рабочих - другой.  Круглосуточно ведется видеонаблюдение улиц, а спокойствие жителей - забота профессиональных охранников.

За высокими заборами расслабляются люди, чьи лица знакомы всей области. Главная же забота председателя - никому не позволить вторгнуться в их частную жизнь.

Не случайно в прошлом Пищанский - сотрудник министерства внутренних дел. А также директор известного охранного агентства.

- Только не делайте из наших жителей монстров, - улыбнулся Владимир Николаевич, - Да, у нас живут успешные люди, но всего они добились своим трудом. А охрана - это всего лишь необходимость. Нам приходится закрывать улицы, ведущие к пляжу лишь по той причине, что отдыхающие не всегда ведут себя корректно, а также оставляют после себя много мусора.

376 историй успеха

Гидромеханизатор. Нестандартное архитектурное решение.

Пищанскому знаменитые люди Дона не только доверяют свою безопасность, но и возлагают на него надежды по развитию инфраструктуры. При нем в Гидромеханизаторе появился интернет, ростовские номера телефонов, были благоустроены дороги, построены детская площадка, три продуктовых магазина, аптека, баня и крупный цветочный центр.

Деревьями, цветами и ландшафтными элементами из этого центра жители оформляют свои дворы, сюда же обращаются за помощью садовников.

- Хорошо, наверное, здесь жить? - спрашиваю у председателя, рассматривая архитектурную роскошь и разнообразие.

- Мне лично очень хорошо, не представляю, как в городе люди живут, - не задумываясь отвечает Владимир Николаевич. - Здесь свежий воздух круглые сутки, и свежесть от озера.

Кстати, о чистоте водоема. В мае прошлого года в Управлении Роспотребнадзора по Ростовской области сообщили, что  результаты лабораторных исследований свидетельствуют о микробиологическом загрязнении Соленого.  Специалисты связывали этот факт с незаконным сбросом  сточных вод жителями частных домов.

По словам Пищанского, уж если кто и заинтересован в чистоте Соленого, так это дачники «Гидромеханизатора». В каждом доме имеется сливная яма, а в здании правления на стене в видном месте размещен телефон водителя ассенизаторской машины.

О том, что местный воздух благотворно влияет на здоровье, рассказали нам в семье Евсеевых.

- Когда мы приехали в «Гидромеханизатор», у мамы были серьезные проблемы с дыхательной системой, - утверждает Ольга Евсеева. - Мы построили сруб, потом баню, также из дерева, и буквально наполнились здоровьем.   Мама теперь в свои 70 лет чувствует себя прекрасно, еще и занялась деревообработкой. Выпиливает лобзиком орнаменты для украшения деревянных домов.

Итак, здоровая атмосфера во всех смыслах, качество жизни и соседи, равные по статусу, сделали Гидромеханизатор одним из самых перспективных дачных товариществ. Как написали бы в советские времена - растет благосостояние наших людей! Сейчас здесь живут 376 семей, всего же на территории размещены 600 участков. И постепенно они застраиваются все больше и больше.

Кто такие дачники?

Есть то, что объединяет всех городских дачников, - статус «Дачного некоммерческого товарищества». Вроде бы, с одной стороны, люди, живущие здесь, - такие же батайчане, как и в других районах города. И, если возведен жилой дом, то владелец и его семья имеют полное право на регистрацию. С другой стороны, город в развитие инфраструктуры не вкладывает ничего. Строительство дорог и детских площадок, уличное освещение, благоустройство - все полностью лежит на плечах жильцов товарищества. И так - по всей стране.

- Чем наш статус принципиально отличается от статуса городских жителей - мы точно и сами не знаем, - говорит Владимир Пищанский. - Многие, в том числе и я, имеем прописку именно в «Гидромеханизаторе». Если раньше дачи предназначались для того, чтобы выращивать овощи и фрукты, то сейчас все слилось.

Людям, живущим в товариществах, не до выборов, не до депутатов и не до референдумов - они просто выживают. При этом, никто не знает, сколько и каких людей здесь живет.

Как сообщает wikipedia.org, в апреле 2008 года Конституционный суд определил, что существовавший запрет на постоянную регистрацию граждан на дачах - неправомерен. Однако процесс регистрации по-прежнему сложен - владелец должен доказать, что его строение пригодно для постоянного круглогодичного проживания. По мнению газеты «Новые Известия», чиновники выступают против регистрации на дачах, так как это будет способствовать изменению структуры населения, что приведет к дополнительным бюджетным расходам: придется строить школы, поликлиники, больницы, дороги, серьезно заниматься коммунальным хозяйством.

Но все же федеральные чиновники задумываются о том, как помочь дачникам, которые просто физически не в состоянии поддерживать инфраструктуру за свой счет. Так, например, через 10-15 лет большинство электросетей дачных поселков нельзя будет эксплуатировать из-за технического износа, и, если ничего не предпринимать прямо сейчас, большая часть дачников останется без света. Об этом в середине марта заявил министр энергетики страны Сергей Шматко «Российской газете».

Так оно и есть. Ведь из всех имеющихся в Батайске дачных товариществ обеспечить себя сможет лишь одно - «Гидромеханизатор».

Факт в тему

Деятельность садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ регулируется Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
В этом законе есть пункт, который обязывает использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением. А назначение дачи - не в строительстве коттеджей, а, скорее, в выращивании ягод и плодов. Поэтому статус индивидуального жилого дома дача обрести не может по определению. И если вы решили жить на даче постоянно - ваше личное дело. Земля, предоставленная для садоводства, от этого своего формального предназначения не изменит. А вы не получите прописку.