16+
"Батайское время" выходит каждую среду.
Вход пользователя

Пересядут ли батайчане на велосипеды?

Это будет напрямую зависеть от местных чиновников. БВ обратилось к мэрии с призывом об организации велодорожек

фото А. Кондратьева

В соседнем Геленджике увлечение велосипедом приобрело массовый характер

С 8 апреля в России начнут действовать новые правила для велосипедистов. Поправки в законы, в частности, предусматривают даже создание отдельных велосипедных полос, а водителям велосипедов теперь будет разрешено перевозить взрослых пассажиров, если их транспортное средство, конечно, позволяет это сделать. Кроме того, новые правила обязали водителей при повороте уступать дорогу велосипедистам, пересекающим ее.

При этом постановление вводит для велосипедистов и ряд ограничений. Теперь им можно двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам только в крайнем случае: если отсутствуют специальные зоны для их движения, а по обочине дороги двигаться невозможно.

Этот документ, вроде бы, должен был бы ознаменовать начало новой эры, признав велосипедистов полноправными участниками движения. Однако в Батайске признание может произойти лишь де-юро...

Как у других?

В 2013 году, баллотируясь на должность мэра Батайска, в своей предвыборной программе я обещал батайчанам в случае избрания развить в городе велосипедное движение. В планах было пересадить и чиновников с иномарок на велосипеды, чтобы они были ближе к народу, здоровы и стройны. Однако судьба распорядилась так, что я не стал мэром. Но желание воплотить в жизнь города свои идеи не пропало. Эта идея у меня родилась много лет назад, во время путешествия по Европе.

фото А.Фоменко

Дания, Копенгаген

Когда я впервые приехал в Голландию, то в Амстердаме я был поражен огромной велопарковкой. Она была расположена у железнодорожной станции и рассчитана на 10.000 велосипедов. Утром, приезжая в столицу из других городов на электричках, голландцы пересаживаются на велосипеды и так добираются на работу или учебу. В конце рабочего дня вся процедура повторяется в обратном порядке.

В Голландии велосипед - один из основных видов транспорта. Более 40% пассажирских перевозок приходится на велосипеды. И практически во всех странах Европы велосипед, наряду с автомобилями и общественным транспортом, выполняет функцию городского транспортного средства. По некоторым оценкам, его доля в пассажирских перевозках в различных европейских странах составляет от 12 до 50%! На развитие велодвижения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях постоянно выделяются огромные суммы денег. При этом созданы все условия для велосипедистов.  Прекрасные велодорожки, повсюду разнообразные велопарковки и пункты проката.

На велосипедах ездят все. Граждане  различного возраста передвигаются на работу, в школу, в бары, на стадионы или просто в гости. Женщины на дамских велосипедах  совершают поездки за покупками в магазины. Для этого велосипеды оборудованы корзинками, куда можно сложить покупки.

фото А. Кондратьева

В Геленджике молодые мамы на специальных прицепах, лауфрадах, перевозят детей

Я видел в Берлине, как на специальных прицепах, лауфрадах, перевозят детей в детские сады.  Повсюду можно видеть увлеченных велоспортом, для  которых велосипед не только средство передвижения, но и спортивный атрибут. Полицейские на велосипедах патрулируют улицы, участковые врачи едут к своим пациентам, почтальоны развозят почту, а торговцы мелкой розницы доставляют товары.

Не чураются передвигаться на велосипедах и чиновники, политики, интеллигенция и просто молодые, симпатичные светские дамы. В Германии депутаты бундестага, приезжающие на службу на автомобиле, а не на велосипеде и не на общественном транспорте, попадают в объективы фоторепортеров. Такие снимки могут стать серьезным компроматом в политической борьбе.

Детей с раннего возраста приучают к соблюдению правил дорожного движения. В Германии, в Вюрсбурге, один бывший советский немец мне рассказывал, что в школу, где учится его внук, периодически приходит полицейский и проверяет знания детей ПДД, проводит техосмотр (!) их велосипедов и экипировку наездников. Дети тщательно готовятся к предстоящему техосмотру, лично приводя в порядок своих «коней».

И все же в результате своих наблюдений я сделал вывод, что в Европе на первом месте стоит пешеход, для которого создаются все благоприятные условия. Большое количество пешеходных улиц, зон, отличные тротуары, ему уступают дорогу все виды транспорта. На втором - велосипедист, затем общественный транспорт и замыкают список все остальные автомобилисты, которые между собой равны. Но это все у них, там, «за бугром».

Велосипедная Россия

Россия тоже пытается пересесть на велосипеды. В 2007 году была разработана Концепция развития велотранспорта в России до 2017 года. В концепции велосипед рассматривается как полноценное транспортное средство. Развитие велотранспорта в России обсуждалось и на заседании Общественной палаты России в мае 2012 года. Большое внимание развитию велодвижения уделяется в Самарской, Тверской, Новосибирской, Ленинградской областях. Правительство Москвы начало делать первые шаги и на пути пересаживания москвичей на велосипеды. В столице оборудуют велодорожки, парковки на 10.000 велосипедов. Столичный градоначальник даже издал распоряжение "О создании сети прокатных пунктов велосипедов в городе Москве". В первый день работы пунктов проката из 1000 велосипедов в прокат было взято 500! И мэр Москвы Сергей Собянин подает личный пример, совершая велопрогулки в парке Горького.

Были попытки организовать велодвижение и в Ростове. Первые велодорожки, протяженностью более 3,3 км, Администрация города в лице мэра М. Чернышева обещала построить к концу 2010 года. По улицам Пушкинской, Нагибина, Текучева, Чехова они должны были соединить вузы города, места культуры и отдыха. Вторым этапом планировали организовать велодвижение между центром города и Ворошиловским, Советским, Октябрьским районами. Но обещания остались только на бумаге. На сегодняшний день, по сообщению пресс-службы Администрации Ростова, имеется только проект оборудования велодорожек в Ворошиловском районе. Были попытки разметить велодорожку по ул. Пушкинской на существующем покрытии, но, как утверждают чиновники, «велодорожки на Пушкинской не прижились». Хотя лично я в это не верю, потому что велодорожек на Пушкинской вообще никогда не видел.

Двухколесный Батайск

Два года, катаясь по Батайску на велосипеде, я узнал город, его жителей с другой стороны. С велосипеда видны все городские проблемы. Для себя я сделал вывод, что, в отличие от Европы, где главенствующая роль отведена пешеходу, у нас в Батайске все наоборот.

фото А.Фоменко

Возвращение из парка по улице Ворошилова

На первом плане - автомобилисты, делящие себя на касты, с учетом купленных блатных номеров и массы транспортного средства. Некоторые из них, проявляя явное неуважение к обществу, могут поставить свои внедорожники на тротуар, на остановке общественного транспорта, не уступить дорогу пешеходу на переходе, а велосипедистов обрызгать грязью. Но наибольший вред из этой категории представляют, как говорят в народе, «камазисты». Они могут поставить своего коня где угодно и согнать с дороги любого, кто меньше габаритами и массой. Они сгоняют на обочину или в кювет других автомобилистов, а если попадаются, то и велосипедистов, пешеходов.

На втором месте - водители автобусов, маршруток, таксисты, устраивающие гонки в погоне за клиентами. Они превосходствуют над малолитражками, мотоциклистами, велосипедистами и пешеходами. Замыкают мой список батайские пешеходы, которых иногда, на тротуарах, в свою очередь, пугают велосипедисты.

Некоторые автомобилисты возмущаются, сигналят и даже оскорбляют пешеходов, идущих по проезжей части. А где им еще идти? На некоторых улицах нет тротуаров и никогда не было. Или были, пусть даже плохие, но уничтожены владельцами близлежащих домовладений. Чтобы далеко от редакции БВ не ходить за примерами, возьмем переулок Морской и улицу Ворошилова. В переулке Морском, между Куйбышева и Ворошилова, постоянно базируются два большегруза, издающих едкий запах солярки на всю улицу. Особое «удовольствие» их владельцы доставляют своим соседям и прохожим, когда утром прогревают автомобили, а иногда и моют.

фото А.Фоменко

Капкан для пешеходов по улице Ворошилова

В 30 метрах от них, по улице Ворошилова, нашла себе постоянное пристанище еще одна фура, повредившая кромку недавно уложенного асфальтового покрытия проезжей части. На тротуары ставят машины, загромождают строительным мусором, бетонируют или выкладывают плиткой намного выше основного тротуара, доставляя пешеходам, особенно с детскими колясками, неудобства.

А могут просто перекопать! Какой-то рационализатор напротив своего дома вообще построил смотровую яму глубиной около метра, которая может послужить и капканом для пешеходов, особенно ночью, с учетом освещенности наших улиц. Другой садовод-любитель на тротуаре разбил клумбу.

Еще один наглядный пример. Год назад на улице Заводской проложили шикарные тротуары. А что сейчас?  Кто-то засыпал их мусором, а кто-то, благоустраивая свой двор, превратил дорожки в стройплощадку. А в своем дворе ссыпать песок и щебень было слабо?

И все эти чудеса обнаружены на участке всего в 200 метров по улице Ворошилова. А если всю улицу пройти? А весь город? Так - сплошь и рядом. И куда деваться бедным пешеходам? А уж о велосипедистах я вообще не говорю. И кто в этом виноват, мэр? Отчасти да, потому что жестко не спрашивает со своих починенных. Но в данной ситуации хотелось бы обратиться к батайчанам - уважайте не только себя, любимого, но и окружающих вас людей. Будьте добрее друг к другу.

Велосипед: сыворотка добра

Помните слова героя из мультфильма «Простоквашино» почтальона Печкина? «Раньше я был злой, потому что у меня не было велосипеда. А теперь у меня есть велосипед, и я буду добрый». А может, и батайские чиновники, да и все мы, жители города, пересев на велосипеды, станем добрее и уважительнее относится друг к другу?

фото А. Кондратьева

Пешеходы и велосипедисты по улице Ворошилова

После увиденной в Европе велоинфраструктуры у меня родилась идея внедрить ее в Батайске. На мой взгляд, применительно для нашего города, велосипед является одним из самых эффективных средств передвижения. Он относительно дешев, маневрен, безопасен и прост в управлении. Это самый простой способ покрыть небольшие расстояния, не тратя деньги на бензин, не простаивая в пробках и не мучаясь с проблемами парковки. А самое главное - велосипед позволит улучшить экологию в городе, сократить количество ДТП, оздоровить батайчан, особенно мужиков с «пивными животами». А батайчанки станут еще стройнее и привлекательнее! Я считаю, что при наличии в городе развитой велоинфраструктуры вполне реально до 40% пассажирских перевозок сделать велосипедными. Причем велосипед можно использовать при нашем климате от шести до восьми месяцев в году!

Года три назад свою идею я озвучил нашему градоначальнику, но он меня не поддержал, пояснив, что батайчане не примут эту идею. У них, якобы, другой менталитет. В тот момент я не был с ним согласен, а сейчас -  тем более! И вот почему.

В развивающихся странах, которые только начинают пересаживаться на автомобили, езду на велосипеде приравнивают к бедности. А в развитых странах, в Европе, езда на велосипеде принята всеми эшелонами общества. Велосипед подчеркивает статус человека, носит оттенок буржуазности. Батайск относительно быстро развивается, и не уже для всех  автомобиль является необходимым показателем статуса.

Меняется менталитет. По моим наблюдениям, за последние годы на улицах города все чаще можно увидеть батайчан среднего класса, передвигающихся на современных, спортивных велосипедах и с хорошей экипировкой. Отрадно то, что среди уличных велосипедистов растет число молодежи.  Я думаю, в ближайшем будущем и остальные подтянутся, раскусив все прелести двухколесного друга. Но для этого нужен пример в лице руководителей города, Думы и авторитетных людей. В моих беседах с батайчанами-велосипедистами все говорят, что с удовольствием ездили бы на работу, стадион, в бассейн, на рынок, да и просто по городу, если бы были хотя бы велопарковки, к которым можно привязать замком велосипед, чтобы не украли.

Велодвижению в Батайске быть!

Для того, чтобы создать хорошую городскую велоинфраструктуру, нужны немалые деньги. При сегодняшней бюджетной ситуации такой возможности нет. Поэтому для того, чтобы как-то сдвинуть проблему с мертвой точки, я предлагаю наименее затратное решение.

фото А.Фоменко

На переулке Морском нет места пешеходам от большегрузов

В первую очередь, построить велопарковки, что не требует больших затрат. Организовать вело-пешеходное движение на имеющихся дорожных покрытиях. На одних улицах создать вело-пешеходные зоны, ограничив движение транспорта, а на других - выделить полосы для велосипедистов, обозначив их соответствующей разметкой и дорожными знаками. Соединить жизненно важные объекты центра города, такие, как: вокзал, стадион, парк, рынок, школы, крупные объекты торговли - с окраинами. К обустройству велопарковок привлечь владельцев этих объектов и меценатов города.

Насколько мне известно, директор Центрального рынка, депутат гордумы Виктор Хайченко, уже планирует построить велопарковку у центрального входа в рынок. А если каждый депутат до объявления сентябрьских выборов в Думу оборудует по одной велопарковке, то их будет 25!

В связи с ремонтом Ворошиловского моста, многие батайчане ездят в Ростов на электричках. При наличии велопарковки у вокзала можно использовать опыт тех же голландцев. И учитывать велосипедистов при строительстве-асфальтировании новых улиц. Так, к сожалению, была упущена шикарная возможность оборудования велопешеходными дорожками улиц Пушкина, Фрунзе при их реконструкции.

Но начать я предлагаю вообще с малого: организовать велопешеходную зону всего на одной улице. И предлагаю я это сделать по улице Ворошилова - от СЖМ до самого центра, запретив сквозной проезд и ограничив по ней движение автотранспорта. Исключение может составить только транспорт жителей Ворошилова и спецтранспорт (скорая, пожарные и т.д.).

Почему именно Ворошилова, спросите вы? Потому что это единственный, на мой взгляд, вариант велопешеходного маршрута, который смог бы объединисть северную часть Батайска и его центр. По моим наблюдениям, это давно и естественно сложившийся пешеходный маршрут. По Ворошилова, шарахаясь от проезжающего автотранспорта, люди идут в центр на работу и с работы, в госучреждения, а родители с маленькими детьми на колясках, детских велосипедах следуют на прогулку в городской парк. Здесь можно увидеть велосипедистов и детей, катающихся на «роликах».

Я предлагаю заблокировать въезды на улицу Ворошилова в южном направлении, с улиц Ленинградской, Московской, 50 лет Октября, Фрунзе, Заводской и М.Горького. А на пересечениях этих улиц и Ворошилова -Северной оборудовать современные велопешеходные переходы, по возможности, поставить светофоры, предоставив преимущество пешеходам и велосипедистам.

фото А.Фоменко

Захламленный тротуар на улице Заводской

На асфальтовом покрытии Ворошилова нанести разделительную полосу для пешеходов и велосипедистов. Привести в соответствие дорожные знаки, используя ныне существующие. Я опросил больше десятка жителей улицы Ворошилова и прохожих. Мою идею поддержали все без исключения! Хотя я уверен, что не все жители Ворошилова будут «за», потому что среди них имеются владельцы и большегрузов, и тракторов, и бетоновозов. Им, конечно, не до велосипедистов и пешеходов!

Этот материал я выношу на суд наших читателей. Согласны ли вы с моей идеей и как ее можно усовершенствовать? Свои предложения по созданию велопешеходных зон, улиц, велодорожек, парковок оставляйте на сайте БВ, направляйте в редакцию, звоните автору по телефону 8-908-504-29-71.

Все ваши предложения я проанализирую и передам мэру города В. Путилину и председателю Думы. И мне кажется, что, если не этот, то следующий год в Батайске станет Годом велосипеда!

фото А. Кондратьева