16+
"Батайское время" выходит каждую среду.
Вход пользователя

Николай Кремянский: «Культурой надо заниматься, иначе выродки ее погубят»

Батайчане с размахом отметили Масленицу. На празднике многое можно было увидеть и услышать. Однако «за кадром» народных гуляний остался человек, принявший в их подготовке самое прямое участие. Зычный голос ведущего праздника принадлежал звукорежиссеру ГКДЦ Николаю Кремянскому

фото А. Кондратьева

И так - почти на всех городских мероприятиях. Он обеспечивает хороший звук, записывает вокалистов и музыкантов, сам подпевает, подыгрывает и начитывает тексты. Но его работа почти всегда остается «в тени». Тем не менее, его имя хорошо известно тем, кто всерьез занимается творчеством: музыкантам, исполнителям и хореографам, причем, не только в Батайске.

Назначив встречу с Николаем Кремянским накануне Масленицы, я поняла, что погорячилась. Пришлось уступать время и внимание нашего героя тем, кто заглядывал к нему по неотложным делам. Мало того, распрощавшись с ним в девятом часу вечера, я оставила его в компании воспитанников одной из музыкальных школ города, которые пришли на запись. А затем материал надо будет обработать и свести... И делает он все тщательно и щепетильно... Впрочем, засиживаться на работе за полночь для Николая - привычное дело. В тишине и одиночестве ему легче работается. Вибрации, которые в его деле очень важны, лучше ощущаются, когда основная масса народа затихает и практически перестает «транслировать себя миру», погрузившись в сон. В эти часы Николай-звукорежиссер может уступить место Николаю-композитору.

Признаюсь, что с Кремянским знакома по предыдущей работе. За несколько лет вместе с ним пришлось попотеть в крошечной студии, готовя городские праздники. Знаю, что работает он тщательно. Из посредственного, на первый взгляд, материала способен сделать объемную, звучащую вещь. Но, если с чем-то не согласен, - уговаривать бесполезно. Халтуру просто не переваривает.

Биография Николая оказалась настолько насыщенной событиями и перипетиями, что газетная полоса на способна их вместить. Поэтому придется ограничиться лишь некоторыми из них.

Родился Николай Кремянский в 1958 году, в Батайске. Отец, Антоний Григорьевич, военный. Служба его бросала по свету, куда за ним отправлялась семья - жена Валентина Алексеевна с сыном и дочерью. Детские годы Николая прошли, в основном, на Кавказе. Отец тогда служил в Армении и Абхазии. Первая встреча с музыкой у маленького Коли произошла дома - Антоний Григорьевич был не прочь помузицировать в редкие свободные минуты. Сам Коля поступил в музыкальную школу в Гудауте по классу фортепиано. Парень был способный, и уже через два с половиной года его перевели в 5 класс музыкалки.

Первую учительницу музыки он по сей день отлично помнит. Старушке было за 70. Бывшая польская княжна, используя свой богатый опыт гувернантской работы, могла найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

Когда Николай окончил школу, семья Кремянских как раз вернулась в Батайск. Здесь молодой человек поступил в Ростовское училище искусств на теоретико-композиторское отделение. Именно сюда его привело желание писать музыку. После первого курса студент ушел в армию. Два года отслужил в Краснодаре в оркестре МВД, где буквально за два месяца освоил флейту.

На госах в училище искусств одна из преподавательниц заметила по его поводу - «самый мыслящий студент». Однако подающий серьезные надежды музыкант в консерваторию поступать не стал. Как говорит Николай Антониевич, - чтобы не учить историю партии. Зная его, могу утверждать, что для него такой шаг не позерство. Для Кремянского это одна из принципиальнейших позиций. Власть прошлую и нынешнюю, мягко говоря, не долюбливает. По поводу любой политизированной суеты обычно цитирует «Все преходяще, а музыка - вечна!». Но - сегодня мы не об этом...

Несмотря на то, что никаких учебных заведений он больше не заканчивал, Николай всю жизнь продолжает самообучение. Гастрольная жизнь где его только не носила. За плечами - рестораны и танцплощадки, филармонии, цыганские ансамбли, студии и центры Архангельска, Саратова, Новгорода, Твери, Санкт-Петербурга и Москвы. С теплотой вспоминает своего наставника, руководителя оркестра Ростовского цирка Эрика Романовича Лащенкова. С улыбкой - Евгения Моргунова, с которым отработал не одну гастрольную поездку. Несколько лет Николай сотрудничал в качестве аранжировщика с известной студией «Союз продакшн». Записал с десяток ростовских шансонье. Попел и сам. Всего не перечислить, что было в его творческой деятельности... Сегодня работает звукорежиссером и аранжировщиком в двух студиях - ГКДЦ Батайска и Ростовском Доме пионеров.

За эти годы освоил несколько музыкальных инструментов. На сегодняшний день, помимо фортепиано, он, естественно, владеет различными клавишными, а также ударными. Особую любовь испытывает к флейтам. В его личной коллекции есть несколько экземпляров этого древнейшего инструмента  - и классических, и этнических. Свой рабочий процесс Николай обычно начинает с нескольких минут игры на флейте.

Часто замечала, как чистые звуки, ненавязчиво плывущие из его каморки, невольно заставляют задержаться в коридоре случайно пробегающих мимо людей. А сегодня его любимчик - саксофон. С нескрываемой гордостью Николай очень аккуратно достал блестящий инструмент из футляра.

- Я буквально получил удар по башке «сверху», - вздернув палец к небу, говорит Николай. - С ума сошел парень, не удержался! - так просто объяснил он появление инструмента у себя в коллекции. Саксофон изготовили в Китае по индивидуальному заказу. С почти счастливым лицом Николай выдает на нем несколько каскадов, лихо перебирая блестящие золотые клавиши.

- А за все, что у нас в магазинах по такой цене продается, надо просто «мастерам» руки поотрывать, - как всегда не церемонится Кремянский.

Он вообще за словом в карман никогда не лезет и бывает резким в суждениях. Может позволить себе сказать в отношении кого-то «урод», правда, при этом слову придает несколько иное от привычного значение.

- Урод - однокоренное к слову «красивый». «Врода», «урода» в славянских языках носит именно такое значение. А вот «выродок» - значит «вышедший из рода». Быть выродком гораздо страшнее, чем уродом, - загадочно улыбается собеседник. - Те, кого я так называю, сегодня пытаются погубить нашу культуру. А ее надо всеми силами сохранять, - философствует Николай. - Именно через нее есть возможность воспитать здоровые патриотические чувства у батайской молодежи.