16+
"Батайское время" выходит каждую среду.
Вход пользователя

Мусор на улицах провоцирует рост преступности, или Дурной пример заразителен

Ученые доказали, что асоциальное поведение может распространяться подобно эпидемии. Причем, видя, что нарушается одно из принятых правил, люди позволяют себе нарушать и другие нормы

фото А. Кондратьева

Долгострой в СЖМ

С 80х годов прошлого столетия существует «теория разбитых окон», согласно которой если кто-то разбил стекло в доме и там не вставили новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародерство. Иными словами, явные признаки беспорядка провоцируют окружающих тоже забыть о правилах и вести себя по-свински. В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу.

Для подтверждения теории были проведены многочисленные эксперименты. Так, например, в одном из них людей провоцировали на мелкую кражу. Из почтового ящика торчал конверт с прозрачным окошком, из которого явственно проглядывала купюра. Экспериментаторы следили за проходящими мимо людьми, подсчитывая число краж. В ситуации, когда  почтовый ящик был чистый, и мусора вокруг не было, только 13% прохожих присвоили соблазнительный конверт. А вот из ящика, разрисованного бессмысленными граффити,  конверт украли 27% прохожих. Разбросанный вокруг почтового ящика мусор спровоцировал на кражу 25% людей. Таким образом, обычное граффити или разбросанный мусор увеличили число краж вдвое.

«Теория разбитых окон» очень понравилась многим политикам, и ее вскоре стали применять на практике. Тщательно следя за чистотой улиц и смывая граффити со стен, нью-йоркские власти, например, не только приучили граждан вести себя культурнее, но и добились значительного снижения преступности в городе.

Этот опыт, пожалуй, не мешало бы учесть и батайским властям. И каждый из нас, конечно, должен иметь в виду, что, бросая себе под ноги мусор или выводя на стене неприличное слово, мы тем самым реально способствуем не только преумножению всеобщего свинства, но и росту преступности.