БВ попыталось выяснить, какой надзорный орган следит за состоянием общественного транспорта. Оказалось, что его попросту не существует
В редакцию БВ ежемесячно приходят смс с жалобами на предприятия-перевозчиков. Люди возмущены не только хамским отношением со стороны водителей и кондукторов, но и состоянием автобусов в целом. В среднем «возраст» батайского общественного транспорта составляет 20-25 лет. Сломанные кресла, дырки в полу, не открывающиеся форточки, пыль и грязь - это далеко не полный список «прелестей» поездки в автобусах.
Пассажиры интересуются, когда проезд в городском общественном транспорте станет более-менее комфортной.
Техническое состояние
Ранее функции техосмотра общественного транспорта выполняло подразделение ГИБДД. Автобусы должны были проходить осмотр каждые полгода. Также проводились примерно раз в сезон профилактические проверки автопарков фирм-перевозчиков. В мае 2010 года, из 41 автобуса ООО «АТП-1» 13 не выпустили на линию из-за наличия неисправностей.
Теперь техосмотр, после внесения поправок в закон, поручили частным фирмам, имеющим соответствующую лицензию. Основная цель изменений в законодательстве - отстранить сотрудников ГИБДД от взяткоемкого процесса проверки талонов техосмотра.
В прошлом месяце УГИБДД разместило информацию о том, что каждый 10-й автобус в области неисправен. Батайский городской транспорт, как выяснилось, под проверку не попал. Наши городские фирмы-перевозчики успешно прошли техосмотр у частных фирм.
К примеру, самый крупный батайский перевозчик ОАО «АТП-1» проходил техосмотр в декабре прошлого года на станции ПТО ООО «Дон-авто». Контроль за его проведением осуществлял инспектор техотдела ГИБДД. В этот же период из подразделения были изъяты талоны техосмотра, которые в последующем были выданы в январе 2012 года ООО «Дон - авто».
Как пояснил сотрудник Виталий Коржов, проводивший проверку, автобусы АТП-1 прошли техосмотр с незначительными замечаниями, которые впоследствии были устранены.
- Автопарк АТП-1 находится в нормальном состоянии, если сравнивать с другими перевозчиками. У предприятия есть все необходимые условия, для техпроверки транспорта, чего нельзя сказать, к примеру, об «Антее». Мы работаем на выявление неисправностей, которые могут повлиять на безопасность перевозок. Что касается, состояния салона автобуса, то это не наша забота. Да и вообще, посмотрите, какие автобусы в других городах! - говорит Коржов.
По его словам, в их компетенцию входит проверка только технического состояния транспорта (рулевая, тормозная системы, двигатель и т.д). Грубо говоря, поедет или не поедет автобус.
Несмотря на положительные отклики Коржова об автопарке «АТП-1», мне самой доводилось ездить до Ростова с незапланированными «остановками». Автобусы периодически ломаются прямо на трассе. По салону, где и в жару, и в холод полно народу, валят клубы черного дыма. Водитель что-то подкручивает и ремонтирует, и снова едет по маршруту. Это называется хорошим состоянием автопарка?
Санитарное состояние
Из смс-почты БВ:
«26 мая, в 7.30 утра, я ехала на работу в Ростов в автобусе №105 с гос. номером АК809. Все сидения около окон были мокрыми. Сверху на голову пассажирам капала вода. На вопрос, как выпустили такой автобус на линию, кондуктор пожала плечами. Приглашаю директора АТП-1 прокатиться с нами».
«Случилось мне сегодня ехать в автобусе Батайского АТП. Вспомнилось название, которым нарекли когда-то батайские автобусы - «сарай». На затянутой сеткой полке, предназначенной для багажа пассажиров, лежат покрытые пылью пакеты, картонный ящик и облепленная грязью доска. И со всего этого имущества при тряске грязь сыпалась на головы пассажиров».
Аналогичные нарекания приходят и в адрес другого перевозчика - ООО «Антей».
Пытаясь найти, кто контролирует качество перевозки населения, мы обращались в УГИБДД области, в бывшее «МРЭО», Южное управление технадзора, и Минтранс области. Везде получен один и тот же ответ - « не в нашей компетенции». То же самое мы услышали и от Роспотребнадзора области. Вся ответственность за состояние салона автобусов ложится на плечи самих же перевозчиков. За исключением случаев, когда «недовольные» пассажиры обращаются в Роспотребнадзор с официальной жалобой. Какова схема действия органа далее, БВ не пояснили.
Пункт 4.4.4 ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта» гласит, что температура, состав воздуха и уровень шума в салоне автотранспортного средства должны соответствовать установленным нормам. Однако установленных норм для температуры салона в маршрутке или автобусе нет! Есть лишь санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 5 мая 1988 г. N 4616-88). Почему Минздрав до сих пор не утвердил санитарные нормы в салонах общественного транспорта, неизвестно. Возможно, потому, что эти нормы не соблюдаются, и эксплуатацию автобусов в жаркие и морозные дни года придется запретить....
В итоге получается, что как и на чем батайчан будут возить, решают руководители фирм-перевозчиков. Пыльные, грязные салоны, запотевшие или замерзшие окна, поломанные сидения останутся надолго неизменными атрибутами поездки в батайских автобусах.