16+
"Батайское время" выходит каждую среду.
Вход пользователя

Если б мэром Батайска стал инвалид-колясочник…

Тогда бы наш город перестал быть тюрьмой для таких людей. В сентябре в Батайске на пандусы для инвалидов потратили 10 миллионов рублей. Но – без толку. Батайские инвалиды-колясочники не могут попасть в кино, в библиотеки и даже поликлиники!

Фото О. Петрушина

За последние восемь лет Ирина Дьяченко лишь дважды смогла добраться до городского парка

С улицы у входа в вестибюль батайской школы №2 погожими осенними днями бабьего лета яркими красками переливается новенькая велосипедная парковка. Что в утренние часы, что ближе к вечеру здесь обычно стоят прикованные велосипеды.

Но это только на первый взгляд. Подойдя ближе, обнаруживаешь: объект строили вовсе не для спортивных, здоровых детей, любящих рассекать улицы на экотранспорте. Приспособление, наоборот, предназначено для тех, кому в ближайшем будущем вряд ли светит оказаться в велосипедном седле. Это - въезд для инвалидов-колясочников.

Идея его строительства благородна. Но в школе №2 не учится ни один ребенок-колясочник. Взбираться в здание на четырехколесном  спецтранспорте просто некому...

Размышления у «доступного» подъезда

А тем временем, под нужды инвалидов различных возрастов обустраиваются и другие образовательные, а также социальные здания. «Первые ласточки» - десять городских общественных зданий. Отдельную лепту в процесс вносит управление образования Батайска. По сообщению начальника управления Людмилы Берлим, под «Доступную среду» уже адаптированы девять из двенадцати школ, а также некоторые детские социальные учреждения.

Фото О. Петрушина

Чтобы попасть на при ем к чиновникам Администрации, колясочнику надо преодолеть полосу препятствий

Внешне сымитировав социальную инфраструктуру «цивилизованного мира», власти взялись «вовлечь в общественную жизнь» людей, располагающих ограниченными возможностями. У инвалидов на сей счет большие сомнения. Поскольку в Батайске нет ни общественного транспорта для их нужд, ни тротуаров для перемещения.

- За последние восемь лет два раза была в городском парке, - рассказывает инвалид-колясочник Ирина Дьяченко. - Гуляю под домом по улице Лермонтовской. А в поликлинику №1 по месту жительства уже не могу попасть: на входе широкая лестница, за ней дверь, где опять ступени.

Другой инвалид Александр Поступаев, вообще ограничен домом и двором:

- Три года назад был в кинотеатре. А однажды решился съездить к теще за два квартала. В пути туда и обратно боялся, что приползу домой пешком, поскольку коляска развалится. К тому же весь Батайск изрыт открытыми ливневыми канавами, маневрировать между ними и домами опасно.

- В нашем городе здоровый человек может стать инвалидом, - делится впечатлениями председатель всероссийского общества инвалидов по Батайску Галина Валиева. - Что же касается людей с ограниченными возможностями, колясочников... У некоторых коляски, в принципе, нет. А у кого есть, спросите, какого они качества.

Двадцать лет ждал коляску

Фото О. Петрушина

Чиновники забыли построить пандус у входа в помещение общества инвалидов Батайска

Обеспечивает инвалидов спецсредствами и механизмами Ростовское отделение Фонда социального страхования. В Батайске работает его филиал №13, у чьих сотрудников получить ответ на какой-либо конкретный вопрос невозможно.

- За некоторыми из изделий очередь есть, - соглашается исполняющая обязанности руководителя филиала Фонда Лариса Пестич. - При этом инвалид может купить полагающуюся вещь самостоятельно и принести нам чеки.

Ответить, чего приходится дожидаться дольше и сколько это времени занимает, в отделении категорически отказываются. На закономерный вопрос «почему», ссылаются на все, что угодно: конфиденциальные данные, ежедневно меняющуюся цифирь, отсутствие полномочий.  С таким вопросом руководство 13-го филиала черт знает к кому только ни рекомендует мне идти: вышестоящему начальству в Ростове, иным организациям, правительству...

Фото О. Петрушина

Осенью прошлого года батайчанам пришлось на руках заносить колясочницу в ЦГБ

Но я отправляюсь к инвалидам, где все ответы сразу же нахожу, включая причину загадочного молчания клерков Фонда. А о чем же говорить, если, например, тот же батайский инвалид Александр Поступаев ждал новую коляску двадцать лет - еще дольше, чем в советские времена стояли в очереди на квартиру?

- В прошлом году мне доставили сразу две  приличные коляски: одну для улицы, другую для дома, - уточняет Александр Николаевич. - До этого была неудовлетворительная, выделили в собесе. Еще раньше - пользовался вышедшей из строя, с отвалившимся колесом. Было дело, она подо мной сломалась, я упал и сильно ушибся. Потом несколько месяцев боялся ею пользоваться, лежал в кровати.

- Недавно государство выдало мне новую коляску, слишком высокую, - рассказывает Ирина Дьяченко. - Долго в ней не посидишь - спина разболится. К тому же она слишком узкая, я не влезу в нее в толстой куртке. Не знаю, что делать, когда похолодает.

А до этого Ирина Викторовна ездила на разбитой коляске, купленной за свой счет по объявлению. Бывший ее владелец попросил пять тысяч рублей. Составили договор: оплата происходила в два этапа. Потом лишних двух тысяч у батайчанки не оказалось. Пришли судебные приставы, забрали последние деньги...

Медалистка, студентка и инвалид первой группы

Обычно батайским колясочникам, как говорится, не до театров-кино, мало кого интересует «светская жизнь». К обустраиваемым бюджетным развлекательным объектам они относятся равнодушно или с раздражением.

Фото О. Петрушина

Въезд для колясочников в школе превратили в велопарковку. За ненадобностью

Зато многие благоволят расположенным в шаговой доступности от домов коммерческим универсамам и гастрономам, и этому есть вполне земные резоны. Обычно в магазины есть въезд, и, как правило, строят его люди с головой на плечах, хотя иногда конструкция своей крутизной и напоминает скоростную горку для экстремалов.     

Анжела Григорьева - бывшая колясочница, а ныне - просто инвалид первой группы, перешедшая на костыли. Ее успехи стоит перечислить, чтобы подбодрить других: работает преподавателем английского. Когда-то была самой первой выпускницей Ростовского государственного экономического университета, проучившейся в вузе на коляске. Еще раньше - окончила батайскую школу с серебряной медалью.

Теперь ей стали доступны новые объекты: городской храм, некоторые кафе, магазины с одной-двумя ступеньками. Но ездит Анжела по-прежнему только на такси, не может попасть в кинотеатр и на рынок, окруженный ухабами. Один из самых главных ее интересов - дальнейшая борьба за здоровье:

- В Батайске нет своего реабилитационного центра для инвалидов, тренажерного зала, ЛФК. Несколько раз в году приходится ездить в Ростов. Хотела записаться в бассейн. Но учить плавать меня не хотят, боятся ответственности.

Риторический возникает вопрос - сколько инвалидов Батайска можно было бы перевести из первой группы во вторую, из второй - в третью и так далее, если бы государство всерьез занялось их лечением? Или хотя бы выдавало то, что положено по законам, которые само же и придумывает. В этом случае спрос на «Доступную среду» сам собою бы уменьшился.

Инвалиды сами подняли на ноги ребенка

- Хуже всего обстоят дела с бесплатным санаторно-курортным лечением, - отмечает Галина Ваниева. - Один из батайчан три года стоял в очереди за путевкой в санаторий, судился. Нынешней осенью он, наконец, поедет оздоравливаться. А по закону должен отправиться туда уже в третий раз.

Еще более грандиозный позор государству и властям - судьба самого юного батайчанина-колясочника. Двухлетнего малыша подняли на ноги сами инвалиды, без помощи чиновников.

- Ребенку понадобились деньги на лечение последствий родовой травмы. Мы стали собирать ему деньги, - говорит Галина Михайловна. - Средств не хватало, дважды давали объявления в СМИ. А потом мама повезла его в Санкт-Петербург. Теперь мальчик ходит, пусть и на костылях.

Фото О.Петрушина

Пандус в батайской ЦГБ можно осилить только с помощником

Сколько живет в Батайске колясочников, не известно никому, по крайней мере, ни одна из опрошенных городских служб не смогла привести нам точную цифру. В батайском обществе инвалидов их числится лишь пятнадцать, но в самой организации состоит лишь каждый десятый горожанин с ограниченными возможностями. Стоимость же мало-мальски приличной коляски начинается с 60-65 тысяч рублей.

Не будем гадать, в какую именно сумму обойдутся государству батайские колясочники. Ясно одно: за несколько лет найти такие деньги вполне возможно. Аналогичное можно сказать и о решении элементарных медицинских проблем, начиная с организации городского реабилитационного центра.

Однако вместо того, чтобы обеспечить этих людей элементарным средствами, власти борются с ветряными мельницами: закапывают миллионы в строительство пандусов, заехать на которые невозможно. Да и не на чем!

Олег Петрушин