Сюда приезжает не каждое такси, а автобус ходит один, по часам. Скорую помощь можно ждать долго, если она застрянет где-нибудь на переезде. Здесь нет поликлиник, полиции и коммунальных служб. Здесь живут люди, которые сами заботятся о дорогах, освещении и даже торговой инфраструктуре.
На юго-востоке сформировался, по сути, город в городе. Дешевая земля привлекла сюда трудолюбивую армянскую диаспору и молодежь, покупающую участки на маткапитал. Они сами строят, выручают друг друга, судятся с ресурсниками. И не оставляют надежды, что Батайск и его власти, наконец-то, поймут - в ДНТ живут тоже люди!
Батайчанка Анжела Хачатурян в Ростовскую область приехала более 30 лет назад из Азербайджана. Долгое время жила в Ростове, снимала квартиру. По специальности Анжела инструктор-педагог по шитью, может работать в школе, преподавать. Но жизнь заставила женщину пойти в торговлю.
В нулевые годы ее семья перебралась из Ростова в Батайск, где Анжела трудилась в магазине и тоже снимала квартиру.
- Однажды мне это надоело - все время снимать и снимать. А денег на квартиру не было. Тогда мы с мужем купили участок в садовом товариществе и потихоньку начали строиться, - рассказывает Анжела корреспонденту БВ.
Было это более 10 лет назад. Теперь батайчанку по праву можно назвать патриотом своего города - Анжела все силы прикладывает для того, чтобы в садоводческом товариществе «Дружба», что на юго-востоке Батайска, можно было достойно жить. Чтобы дети, которые живут здесь настоящей сельской жизнью, могли комфортно учиться. Чтобы были свет и тепло.
Когда мы ехали в садоводческое товарищество, стало сразу ясно - дорог здесь нет в принципе. Машина скакала с кочки на кочку. Так жители «Дружбы» подпрыгивают два-три раза в день.
- Да машины - что? У нас по утрам детвора автобус штурмует, - рассказывает Анжела Гургеновна. - Дети, взрослые забивают салон так, что стоим на одной ноге. Кто-то из нашего товарищества кооперируется, и по очереди возят детей в школу на своих машинах. Но это, конечно, не выход из положения. Автотранспортному предприятию обязательно нужно добавить автобусы, хотя бы в часы «пик». Хотя бы наши дети должны в школу по-человечески добираться, а не в этих скотовозках. Ребенок наряден, с тяжелым рюкзаком - как им ехать в таких условиях?!
По словам Анжелы, в их садоводческом товариществе очень много семей с детьми. И это неудивительно. Ведь дом с земельным участком здесь можно купить за маткапитал. А потому детей в районе не по двое, а по трое, четверо и даже пятеро в каждой семье.
Вокруг «Дружбы» расположены еще три садовых товарищества. Это «Ягодка», «Солнечное» и «Труд». Все садовые объединения находятся рядом с железной дорогой, по которой курсирует электричка в Ростов и центр Батайска. Если бы она могла здесь останавливаться, это решило бы проблемы многих жителей.
- Каждый день наблюдаю, как четыре раза в день мимо нас идет электричка,- говорит Анжела. - Пустая. А у нас народ ломится, в час «пик» в автобусы не помещается. И население у нас только прирастет. Мы очень надеемся, в том числе на помощь редакции БВ - вас прочитают и нам поможет и Северо-Кавказская железная дорога, и администрация Батайска. А пока нам остается только с завистью смотреть на бегущие пустые вагоны...
Как в любом небольшом населенном пункте, так и в «Дружбе», есть проблемы с соседями. Так, Анжела Хачатурян показала на шлагбаум, который перекрыл въезд в район. Шлагбаум установлен на границе «Солнечного» и «Дружбы». Видимо, соседи не хотят, чтобы по их дорогам ездили. Замок висит, сбивать его вроде как нехорошо, варварски. В итоге страдают жители. Дети из «Дружбы» по утрам ходят на остановку. Чтобы дойти, нужно перейти железную дорогу и идти вдоль переулка. Это уже садовое товарищество «Труд». Увы, но «трудовикам», видимо, не нравится, что возле их дворов кто-то ходит. И они не придумали ничего лучшего, как выкопать траншею. А в другом месте этого же товарищества хозяева сделали забор, чтобы не проехала машина. Там можно пройти только в хорошую погоду, чтобы не увязнуть в грязи.Здесь часто рядом с домом можно увидеть старые ящики, обрезки древесины - это местный люд заготавливает дрова на зиму. Ведь газа нет, и обогреваться можно только электричеством или дровами с углем. Каждый выбирает сам. Семья Хачатурян к зиме запасается дровами.
По оценке местных жителей, сейчас только в «Дружбе» около 80 домов. А всего в четырех садоводческих товариществах около 500 заселенных домов. На продажу идет каждый клочок земли. Недавно был выкуплен участок даже в овраге, куда стекала вода. Живут люди самых разных наций и народностей, приехавших из бывшего СССР.
Анжела, эта восточная женщина, неофициальный лидер в «садах». И ведь школа ей не нужна - единственный сын уже взрослый. Но она печется о людях.
- Мне регулярно в этом помогают руководители местного мусороперерабываюшего завода. То за битый кирпич, то щебень бесплатно дают, а мы уж подсыпаем ямы на дорогах, - благодарит коммерсантов Хачатурян.
Недавно, чтобы и себя занять и другим помочь, открыла торговую точку, где продает самое необходимое - хлеб. И хлеб есть, кому покупать. А если хлеб разбирается, значит, жизнь бьет ключом, и все старания Анжелы на этой территории, куда ранее народ приезжал только летом, не напрасны.
А между тем
Школьные автобусы никак не починят
Детей должны возить спецтранспортом. Однако он давно стоит «на приколе»
Фото А. Хачатурян
О том, что школьные автобусы сломаны. БВ писало еще прошлой весной. В школе №3 объяснили невыход автобусов на линию сначала отсутствием водителей, затем денег на ремонт. И вот, когда БВ вновь связалось с руководством лицей, вроде бы ситуация изменилась:
- Сейчас два школьных автобуса действительно на ремонте, именно они отвозили деток из этих микрорайонов в школу. Не было средств, но сейчас деньги на ремонт выделены, - пояснила заместитель директора лицея №3 Екатерина Мишунина. - Хотя, объективно говоря, даже двух автобусов маловато, поскольку школьников из этих районов становится все больше и больше. Мы занимаемся этой проблемой, думаем, что скоро она будет решена.
СКЖД: «Встретимся с жителями»
Ответы служб звучат оптимистично. Будем верить!
Редакция БВ отослала запрос в пресс-службу Северо-Кавказской железной дороги с насущным для людей вопросом об организации остановки электрички в этом районе. Буквально на следующий день нам позвонил специалист, инженер Владислав Подъельский. По его словам, через неделю будет организована встреча с жителями на этот счет. Далее руководство Управления СКЖД «будет оценить возможность создания транспортной платформы на данном участке дороги». Главное, чтобы «оценка» не утонула в бюрократии! БВ же, в свою очередь, будет следить за развитием событий.
Елена Семибратова