16+
"Батайское время" выходит каждую среду.
Вход пользователя

«Будешь много курить, гробовщик будет рад!»

Это строки из песни группы «Пестрые сны», которая когда-то будоражила весь Батайск. В советское время город пел и танцевал – под живую инструментальную музыку. Танцплощадки были забиты. Люди, игравшие на городских сценах, вспоминают то время с ностальгией.

Скриншот

Виктор Коровин-бас, Александр Пугачев - гитара, Юрий Колосов - вокал, Владимир Остриков - ударные.

В 70-80-е годы в городе играло около десятка инструментальных ансамблей, а «на танцы» в парк приходили больше тысячи человек за раз. Главной была группа «Пестрые сны» и ее изначальный фронтмен Юрий Ботников. Все, кто нес музыку в стиле рок в батайские массы, 6 мая вновь собрались вместе.

Фото БВ
Спустя жизнь

В кафе «Пеньки» 6 мая было многолюдно. Правда, в отличие от рядовых вечеров, здесь собралась необычная публика - возрастная. И - с горящими глазами. Люди, мужчины и женщины, распространяли бешеную энергетику, которая не отпускала. Сюда пришли те, кто когда-то был, без преувеличения, звездами батайских подмостков - музыканты, поэты и их поклонники.

У микрофона, рядом с колонками, седой мужчина в черных очках, хипповой майке, с козырным тембром голоса выводил слова песни: «Память! Не надо нам давать пощады!..» Это был Юрий Ботников. Или, как звали его друзья молодости, «Ботинок» - бывший солист группы «Пестрые сны».

Именно его приезд из Германии, куда он переехал еще в 90-е, стал пусковой кнопкой для сбора тех, кого когда-то объединяла музыка. Мужчины, в основном за 60, известные в городе, седовласые, но подтянутые, прихлопывали и притоптывали в такт роковой мелодии Ботникова. Отвечая на мои вопросы о том, сколько же они между собой знакомы, бывшие и нынешние музыканты сбивались - полвека, меньше или больше?

Фото

Вид с танцплощадки в парке им. Ленина на сцену. Вторая половина 70-х

А тогда, в начале 70-х, собрали их всех и объединили учитель пения Владимир Манько и профессиональный музыкант Юрий Ботников, студент эстрадно-джазового отделения «культпросвета», как тогда говорили...

«Чтобы купить барабаны, ночевал в телефонной будке!»

Сейчас парк им. Ленина выглядит несколько иначе, чем в конце 60-х - начале 70-х. Главные козыри нынешнего центра - фонтан, лавочки и детские площадки. А тогда достопримечательностью центра была «клетка» - танцплощадка, обнесенная рабицей. За ней была установлена сцена, сама площадка - забетонирована.

- В выходные народу набивалась тьма, до 1200 человек, - рассказывает Владимир Остриков, ударник первого состава «Пестрых снов». - Люди, в том числе вокруг площадки, ходили двумя кругами - один по часовой стрелке, другой - против. Мы пели и оригинальные песни Ботникова, текст к которым писала известная на Дону поэтесса Эллионора Леончик, и музыку мировую, так называемую «буржуазную».

Нужно понять, что творческая жизнь бурлила - ансамбли/группы пели на всех сценах города, и отнюдь не «караочную» музыку. На танцплощадке на вокзале играла, например, группа «Лидинг», были свои группы в Красном саду, Овощном регулярные выступления ансамбля звучали на предприятии «Электросвет» и в училищах города. И это - несмотря на полное отсутствие инструментов и всеобщий дефицит!

- Струны варили сами, гитары мастерили, изобретали усилители, - рассказывает гитарист «Пестрых снов» Александр Михайлович Пугачев, у которого сохранились фото тех дней. - За аппаратурой ездили в Москву. Например, барабаны тогда стоили на треть дороже, чем новый мотоцикл «Ява». Чтобы купить барабаны в московском магазине «Лейпциг», мне один раз пришлось в телефонной будке под этим универмагом ночевать! Экономил деньги и ждал открытия, дабы первым попасть!

Нужно понимать, что все эти парни 18-25 лет работали, а музыка была для них увлечением. И дополнительным заработком. Кто-то трудился на железной дороге, кто-то - на мясокомбинате... При этом, песнями парни зарабатывали две средних зарплаты советского инженера, беря в руки инструменты 3-4 раза в неделю, после девяти вечера.

- Главное - все участники «Пестрых снов» имели хотя бы начальное музыкально образование. Мы не были просто любителями! - рассказывает Юрий Ботников. - Причем, музыканты были оформлены на ставке «Артист танцплощадки, кафе и ресторана» в отделе культуры.

Тот самый конь Орлик и
«Аппаратуру возили через парк на Орлике»

Казалось бы - прогресс уже шагал по стране, но в 1975 году «Пестрые сны» возили аппаратуру к сцене на... подводе. Они до сих пор вспоминают коня Орлика, который обитал в конюшне парка им. Ленина, лениво пожевывая там сено. Пожалуй, единственное фото тех времен с Орликом сохранилось в личном архиве Александра Пугачева. А вот воспоминания время ни у кого не отобрало.

- Это было такое колоссальное время! Концерты нашего ансамбля собирали всех! - продолжает другой «музыкант», в молодости известный в городе врач-онколог Зорен Георгиевич Лорьян. - Помню, как в Питер за гитарой ездил... Как жаль, что сейчас всего этого нет!

«Пестрые сны» в разных составах играли начиная с 1975 года. Как говорит Лорьян, название родилось накануне его свадьбы, потому и запомнил.

Группа не сходила со сцены до 1983 года. Составы менялись, в зависимости от того, как поклонницы «разбирали» музыкантов.

- Женился - все, сходи на берег. Ни одной девушке такая жизнь не понравится. На сцене, да до глубокой ночи! - говорит Владимир Остриков, который отыграл в группе 4-5 лет.

«Цензуру творили батайчане из гормкома»

Вопрос о цензуре я не могла не задать. Она была, и выглядела вполне себе по-бытовому. Не буду называть фамилии тех, кто черкал репертуар. Но перед каждым выступлением такая бумажечка попадала в горком партии.

- Понимаете, люди, которые делали эту самую цензуру, были недалекими. Им напишешь, к примеру, название песни «Битлз», а фамилии авторов напишешь советские - соврешь. Они же, в силу своей недалекости, верят! - продолжает Остриков.

«Пестрые сны» вспоминают, как во время одного из выступлений к ним подошел представитель горкома партии и, услышав англоязычный текст песни, сказал: «Вы вот буржуазные песни поете, а ваши колонки советским ситцем обтянуты!» - колонки пришлось ребятам переобтянуть обычной темной тканью.

Как вспоминают, проблем с милицией не было. Была договоренность: если начинается драка, группа останавливает музыку и в микрофон зовет милицию.

- Да тогда ведь и драки другие были - не из-за денег и не такие жестокие! Дрались район на район - Шпаловка, Дереза... - рассказывает Остриков.

Было место и алкоголю - «связки грели» так называемым «плодово-выгодным», которое прямо в ведрах носили с пищекомбината. Но пьянством это вряд ли можно было бы назвать. Все было легким, настоящим, все было пронизано самоиронией и чувством юмора. А потому и тексты рождались такие, что народ знал их наизусть...

Споем ли, друзья?

Мне толком не удалось поговорить с Юрием Ботниковым, вокруг которого вертелся весь концерт и все общение. К нему подходили люди, с некоторыми из них он не виделся 30-35 лет. Все шутили, слышались прозвища того времени - Халява, Адвентист Пятого Дня, Саксофонист за 450... Чувствовалось, что у них за плечами такой айсберг воспоминаний, который вряд ли опишешь в одной статье.

Всем им я задавала один вопрос - почему сейчас сцен пусты, а точнее - почему всего этого нет? Почему в городе нет ни одной музыкальной группы «для взрослых», которую бы знал весь Батайск? Ведь сейчас не надо ночевать в телефонной будке, чтоб достать гитару или барабаны - все в одном смартфоне.

- Я думаю, что сейчас молодые музыканты настроены на другое - на деньги, они очень прагматичны, - высказали свою точку зрения, например, Остриков и Лорьян. - Да и людям как-то все это не нужно. В ресторанах включают ноутбук и поют под «мертвую» музыку. Люди забыли, как пронзительно звучит живой инструмент!

И действительно: звук инструментальной музыки меня не отпускал. Я пыталась представить - как это было тогда, полвека назад, как выглядели эти люди на сцене, как танцевали люди в годы, когда я родилась...

Хотя - зачем представлять? Я собрала для вас, дорогие читатели, несколько архивных фото. Они скажут все сами за себя. Все, что вы видите на фотографиях, - Батайск. И его минувшие пестрые сны...

Автор благодарит за помощь в подготовке материала Виктора Шумилова