16+
"Батайское время" выходит каждую среду.
Вход пользователя

Бедные наши бабы…

Первые лица страны во главе с патриархом Кириллом и детским правозащитником Кузнецовой призвали запретить аборты. Женская аудитория газеты заволновалась… Мы же покопались в истории России и… ужаснулись: женское чрево всегда было предметом политическим

фото lenta.ru
Прозвучавшая на прошлой неделе из уст ряда высокопоставленных чиновников и других деятелей идея запретить аборты отнюдь не нова. В желании повысить рождаемость их уже отменяли в 1936 году. Возникший в свете таких событий приступ исторического дежа-вю напоминает: такими методами численность россиян не повысишь.

При этом мы рискуем скатиться в мракобесие прошлого века.

От пропаганды до запрета

Россия, а вернее сказать СССР, стал первой страной, легализовавшей аборты. Их узаконили в 1920 году, в те же времена в стране пропагандировалась свобода нравов, по городам расхаживали голяки движения «Долой стыд», а воодушевленная революционной романтикой часть советских людей соблюдала половые заповеди пролетариата. С абортами тоже дали маху: сперва велась их пропаганда, считалось, что они полезны.

Но все комичные перегибы сопровождались и конструктивными нововведениями, не менее грандиозными по тогдашним меркам. Страна юридически уравняла в правах женщин и мужчин, отделила церковь от государства, разрешила жениться и разводиться гражданам, сколько заблагорассудится. Прогрессивные новшества приживались, постреволюционное мракобесие сходило на нет. Активную пропаганду абортов свернули, а с самими операциями стали постепенно закручивать гайки, что до определенной меры было разумно.

Ну, а в 36-м  году государство впадает в другую крайность, вообще запретив аборты. В отличие от религиозных принципов дореволюционных времен, надо думать, соображения тогдашних властей были более прагматичны. Стране требовались рабочие руки и штыки, благо в воздухе уже отчетливо витал запах пороха. В Кремле предчувствовали, что в недалеком будущем грядет война, после которой кто-то должен будет заменить убитых мужчин на стройках социализма.

Однако власть промахнулась. По данным института демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», официальный запрет повлек лишь кратковременный всплеск рождаемости. Упрямые стали больше осторожничать в сексе, к тому же активно развивалась криминальная индустрия.

Средневековый костер из контрацептивов

По статистике Института, если в 1937 году в СССР абортов было 568 тысяч, то в 1940-м сделали уже 807 тысяч операций. Из них 90% производились незаконно, а среди осужденных работников подпольной индустрии лишь каждый пятый имел хоть какое-то медицинское образование. Разумеется, операций выполнялось намного больше, особенно, если учитывать различные самоаборты.

Вторым подводным камнем стало качество людей. Среди представителей нового поколения выросла численность преступников и просто неблагополучных личностей, доставляющих больше вреда государству, нежели пользы.

Словом, поминая опыт былых времен, можно предполагать, что такими методами государственные мужи отнюдь не взрастят армию человекоресурсов для нынешних строек капитализма. При этом в отличие от 1930-х годов, показатели с нынешними абортами самые что ни на есть позитивные. Позвольте озвучить парадокс: отнюдь не аборты сдерживают нынешний прирост нации.

Практически все современные аборты легальны. По данным Росстата, их численность снизилась до 848 тысяч, в то время, как на заре рыночной экономики у нас произвели более 4 миллионов операций. В  1970-80-х годах их численность превышала 4,5 миллионов, а пик пришелся на середину 1960-х, когда после хрущевской оттепели, разрешившей аборты вновь, число прерываемых беременностей составляло 6,5 миллионов в год. При этом численность населения все равно росла, чего вряд ли не скажешь о дне сегодняшнем.

Конечно, вряд ли это связано с тем, что с каждым днем страна живет богаче. Скорее, этим мы обязаны повышению сексуальной культуры и развитию рынка контрацептивов. Таким образом, стоит успокоить особо религиозных людей: совершаемые в их представлениях детоубийства сходят на нет естественным путем. А если же мы хотим активно размножаться в существующих социально-экономических условиях, отталкиваясь от столь примитивной логики, разумнее устроить гигантский средневековый костер из противозачаточных средств.

Социальная «болезнь»

Впрочем, параллельно с тотальным запретом в воздухе витает идея прекращения финансирования операций государством. Аборт в России, сродни туберкулезу - это, прежде всего, социальная «болезнь». О чем свидетельствует все та же статистика: 90% операций проходит у нас по линии Минздрава, цена вопроса в альтернативных частных клиниках составляет от нескольких тысяч до десятков тысяч рублей.

Казалось бы, если властям так хочется, чтобы народ рожал, не лучше ли выдавать мамам достойные пособия? Не запрещать, а улучшать жизнь, для чего надо сделать над собой усилия и интеллектуальные, и моральные, что сложнее.

Пока что же у нас  «денег нет», в бюджете имеются финансы лишь на «вычищение» нутра нищих и полунищих рожениц. А в случае прекращения финансирования им останется дорога одна - не к частникам и не в еще более затратный роддом, а к «мясникам», подпольно работающим по демпинговым ценам.

Можно до бесконечности спорить, кому принадлежит удаляемый по желанию женщины плод, которому стукнуло 12 недель или меньше (срок, на котором можно сделать аборт по желанию), является ли он человеком. Ясно одно: никто, кроме матери, в таком состоянии взрастить его не способен. Государство же загодя стало смотреть на это крохотное существо как на рекрута или раба, что выглядит намного гадостнее самой процедуры аборта.

В различные эпохи власть нарушала свободы граждан. Человека можно ущемить в избирательных или экономических правах, культурных и информационных. Можно запретить ему где-либо жить, а можно и влезть к нему в кровать, навязывая определенные сексуальные предпочтения. Все это было и, казалось, мы все это, наряду с Западом, давно прошли, посему нынче надо двигаться куда-то вперед, к свету.

Наверное, управление телом человека - самый свирепый и издевательский диктат, когда-либо навязываемый личности государством. С точки зрения интимности, запрет аборта более жесток, нежели прелюдная порка в старой школе, чем промышляло человечество еще относительно недавно.

Воистину страна катится в темную пропасть.

Женское мнение (рубрика)

А вы - за аборты?

«Бедные тоже должны рожать!»

Председатель ассоциации многодетных мам «Донская семья» Людмила Киселева:

Фото из соцсетей
- Право выбора, делать или не делать аборт, следует оставить за матерью, тотальный запрет не решит проблемы повышения рождаемости. Но государство не должно финансировать эту процедуру, поскольку беременность - не болезнь. Зачатие происходит не просто так, и ребенок - это не аппендицит. Бедные тоже должны рожать, а государству следует обеспечить их достойными пособиями.

Естественно, асоциальные семьи следует контролировать, принимать меры. А деньги, которые сейчас государство расходует на аборты, лучше направить на дополнительную просветительскую работу и пропаганду, включая показ документальных фильмов с видео не рожденных младенцев. Нацию надо воспитывать.

«Надо запретить!»

Ведущая популярной группы «Мамы Батайска» в «В контакте» Светлана Лисунова:

Фото из соцсетей
- Я - за запрет, если произвести аборт не требуют медицинские показания. Многие из общающихся у нас мам считают, что если у тебя нет квартиры, машины или ты еще не сделал карьеру - это повод убивать ребенка, калечить свой организм. Запрет абортов однозначно повысит рождаемость. Конечно, он повлечет и развитие подпольной индустрии, но таких операций будет намного меньше. Есть же у нас наркопритоны, но мы не легализуем наркотики.

Хотя, думаю, дело ограничится одними разговорами. Аборты - бизнес, где крутятся большие деньги. На них процветают фармацевтические компании, в частных клиниках стоит дорогостоящее оборудование.

«Не хочу оплачивать убийства!»

Ростовская тележурналистка, руководитель пресс-центра «ДОН-МЕДИА», многодетная мама Софья Брыканова:

Фото из соцсетей
- Запрет ничего не изменит, поскольку человек, который решил не рожать, рожать не будет, воспользуется подпольными услугами. Но я как верующая  не хочу оплачивать убийства детей из своего кармана. Одним из немногочисленных исключений должны быть медицинские показания. В остальных случаях давайте хотя бы перейдем от убийства, финансируемого государством, к узаконенному «киллерству».

Подозреваю, что главная причина абортов - алкоголь. В шутку даже предлагала загодя добавлять в спиртные напитки противозачаточные средства. А те, кто утверждают, что у них нет денег на детей, просто отговариваются. Если Бог дал ребенка, Бог даст и пищу. С четырьмя детьми у меня не было ни одного голодного декрета. При этом двоих я рожала и растила в «тощие» 1990-е годы, когда сама была студенткой.

Олег Петрушин