16+
"Батайское время" выходит каждую среду.
Вход пользователя

Батайские самогонщики - вне закона... И вне конкуренции!

23 июня на Дону в третий раз за месяц будет действовать запрет на продажу спиртного. В то время как продавцы магазинов убирают алкоголь с полок, самогонщики прекращать торговлю и не думают

фото А. Кондратьева

Адреса самогонщиков хорошо известны всем жителям близлежащих улиц

«Дни трезвости»

Практика полного запрета на продажу алкоголя в дни «детских праздников» в Ростовской области применяется впервые. Еще весной донские парламентарии выступили с инициативой уберечь таким образом детей и подростков от потребления спиртных напитков. Очень скоро идея преобразовалась в закон и теперь 24 мая – в день празднования последнего звонка, 1 июня – в международный день защиты детей и 23 июня, когда школьникам вручают аттестаты, приобрести спиртное в магазинах и ларьках не представляется возможным, по крайней мере, не нарушив закон.

Стоит отметь, что на продажу алкоголя в кафе, ресторанах и заведениях общепита запрет не распространяется.

Подводя итоги двух уже прошедших «дней трезвости», без преувеличения можно сказать о том, что кратковременный «сухой закон» в Батайске, в общем-то, соблюдается. Владельцы торговых точек, реализующих алкоголь, вывешивают объявления с предупреждением о «сухом дне» заблаговременно. А по словам заместителя начальника ОМВД Батайска по общественной безопасности Вадима Литвинова, нарушить закон согласились лишь единичные продавцы. Когда магазины и ларьки массово проверяли полицейские, алкоголь в обход запрета отпустили лишь двое реализаторов, которые, в итоге, были оштрафованы на 50 тысяч рублей. Как говорит Литвинов, областной закон, полностью запрещающий продажу спиртного, оказал положительный эффект на Батайск, а высокие штрафы заставляют торговцев быть более дисциплинированными.

Чего, пожалуй, нельзя сказать о самогонщиках…

Закупка «под градусом»

Звонки с жалобами на самогонщиков в нашу редакцию приходят с «завидной» регулярностью. Кавказская, Эстонская, Грузинская. Пожалуй, адреса алкоточек корреспонденты БВ выучили едва ли не лучше алкоголиков с многолетним стажем. Но в этот раз койсужанка Елена буквально молила о помощи.

– Нам просто не дают спокойно жить! Возле дома постоянно ошиваются пьяницы, иногда, напившись, здесь же и спят. По вечерам мы боимся из дома выйти, не говоря уже о том, чтоб детей погулять отпустить, – пожаловалась дрожащим голосом женщина. – На улице постоянная грязь, повсюду валяются бутылки. Мы и в полицию с жалобой обращались – все без толку!

БВ решило проверить, действительно ли все так страшно, как  рассказала койсужанка. И 2 июня корреспонденты выехали в Койсуг. Адрес точки приводить не будем, дабы не делать рекламы, скажем лишь, что найти «нужный» дом удалось без труда.

На вопрос «где можно купить самогона?» местные жители быстро указывали пальцем на выкрашенный коричневой краской забор. И стоило лишь подойти к дому, как на дороге появился один из «клиентов». Мужчина лет сорока в пыльных резиновых шлепках, грязных штанах, со стеклянным блеском в глазах, который  выдавал в нем постоянного покупателя.

– Ты тоже купить пришел? Что-то я тебя раньше не видел, – обратился ко мне выпивоха.

–Да вот, вечером посиделка намечается. Решил взять к столу. Как самогон-то? Нормальный? Не потравимся? – спросил я мужчину.

– Из тех, кто берет, никто не жаловался пока, – отчеканил тот в ответ.

Мы постучали в дверь и минут через пять калитка отворилась.

– Сашка, ну сколько раз тебе говорить, чтоб в ворота так не тарабанил?! – разразился полный, седовласый мужчина в распахнутой шведке на голое тело, выходя из-за двери. – Чего тебе? Кого ты привел?

– Никого не привел. Он сам пришел, – ответил хозяину дома мой новый знакомый.

– Мне б пол-литра взять, на пробу, – перехватил я инициативу.

– На пробу не наливаю, покупать будешь – бери. А нет, так и разговаривать не о чем, – выдал продавец.

Как оказалось, самогон здесь продается даже постаканно, а пол-литровая бутылка стоит всего-навсего 70 рублей.

Мы прошли во двор и хозяин дома направился к маленькому темному сарайчику. Я и Сашка последовали за ним. В прохладном помещении почти все пространство занимали объемистые алюминевые бидоны, стеклянные банки и мешки с пустыми пластиковыми бутылками.

– Самогон то у вас хоть крепкий? – спросил я «коммерсанта».

– Нормальный самогон. Пятнадцать лет все берут, и никто не пожаловался ни разу, – с гордостью вымолвил полный мужчина, через лейку наливая «огненную воду» в пластиковую бутылку из-под газировки.

фото А. Кондратьева

Хозяин разливает через лейку «огненную воду» в пластиковые бутылки из-под газировки.


Видимо, желая наглядно продемонстрировать высокое качество товара, самогонщик наполнил пятьюдесятью граммами самогона стеклянную рюмку и, звучно выдохнув, выпил.

Щеки его тут же порозовели, а на лбу крупными каплями выступила испарина. Немудрено, ведь жара на улице стояла под тридцать.

Продавец протянул мне бутыль, а я отсчитал 70 рублей.

– Ну, давай. Будь здоров! – пожелал мне самогонщик напоследок.

«Сухой закон» вне закона?

После покупки нам удалось пообщаться и с другими жителями улицы, по словам которых, торговля спиртным идет здесь круглосуточно и никакой закон мастерам самогоноварения не писан.

Невольно вспомнился и совместный с полицией рейд корреспондентов БВ к продавцам самопального алкоголя с улицы Кавказской, которые не прекратили продажу спиртного и после того, как на них составили протокол и выписали соответствующий штраф.

Естественно, что говорить о соблюдении самогонщиками областного закона было бы просто смешно.

Но, тем не менее, по словам начальника батайского ОМВД Виктора Пальчика 24 мая и

1 июня, в дни полного запрета на торговлю алкоголем в Ростовской области, случаев продажи самогона в Батайске зафиксировано не было.

– 23 июня полицейские также будут следить за порядком в городе и выявлять все случаи незаконной торговли спиртным, – заверил Виктор Викторович.

Но, возможно, следить стоило бы не столько за продавцами в магазинах и ларьках, которые, как показала практика, закон практически не нарушают, а за предприимчивыми гражданами, десятилетиями продающими самогон. Тем более, что, пока одни ежегодно отдают десятки тысяч рублей за лицензию на торговлю алкоголем, другие лишь иногда отделываются незначительными штрафами в 2-3 тысячи рублей. Да и в общем, вид полицейского на пороге самогонщиков ничуть не пугает. Ведь уже на следующий день торговля возобновляется.

Однако интересен и другой факт. Как же удается полицейским держать «в страхе» точки по продаже кваса, например? Без устали проверять их на наличие соответствующих документов, и в то же время оставаться, по сути, бессильными в борьбе с самогонщиками?