16+
"Батайское время" выходит каждую среду.
Вход пользователя

Батайчане будут судиться в «прямом эфире»

Городской суд в скором времени оборудуют веб камерами. Трансляции в режиме он-лайн будут проходить с открытых заседаний, так что семейные разбирательства могут стать достоянием всего города

фото А. Кондратьева

Председатель Батайского городского суда И. Сологуб

21 февраля в стране проходили торжественные мероприятия, посвященные 90-летию Верховного Суда РФ. Председатель Батайского городского суда считает эту дату хотя и важной, но больше календарной. Ведь суд, в самых разных вариациях, существовал со времен первых человеческих конфликтов. В дни празднования профессионального юбилея Игорь Сологуб в интервью БВ рассказал, почему он против введения смертной казни, и что делят в Батайске кровные родственники

Игорь Григорьевич, расскажите о судейском составе Батайского суда. Каков его штат и нагрузка?

- По штату в Батайском городском суде должно быть 11 судей, но фактически работают 9, два места пока вакантны. При этом нагрузка на судей значительная. По этому показателю мы занимаем четвертое место в области  после Кировского районного, Таганрогского и Шахтинского судов. В постоянном производстве у каждого из судей находится примерно 250 дел. Но не стоит думать, что от этого страдает качество нашей работы. Нет. Хотя, на мой взгляд, в таком городе, как Батайск должно работать минимум 15 судей.

С чем сегодня идут в суд батайчане?

- Во-первых, за последнее время значительно выросло количество кредитных дел. Хорошо это или плохо, что батайчане стали чаще брать кредиты, не знаю, но выплачивают они их с трудом. Во-вторых, если брать гражданское судопроизводство, то можно говорить об увеличении имущественных тяжб. Причем, зачастую недвижимость делят самые близкие родственники - дети и родители. На то, видимо, есть объективные причины. Сегодня общество не то, что было вчера, и начинать исправлять ситуацию следует в первую очередь с его воспитания.

А какие тенденции можно отметить в уголовном судопроизводстве?

- Свои изменения есть и в этой части. Большую часть уголовных дел составляют дела, связанные с оборотом наркотиков. Обвиняемые получают реальные сроки лишения свободы до 20 лет. 70% наркоторговцев - люди славянского происхождения. В основном, это мужчины в возрасте 30 лет. И практически все они сами наркоманы, но при этом далеко не глупые люди, по меньшей мере, такое впечатление складывается во время судебных заседаний.

Расскажите, какие изменения в последнее время произошли в судебной системе, и как они отразятся на простых гражданах?

- Самое главное новшество судебной системы во введении так называемого аппеляционного порядка рассмотрения дел. Что это значит. Так, если раньше, областной суд, рассматривая кассационную жалобу, лишь проверял по «готовому» делу, правильно ли вынесено решение районным или городским судом, то сейчас областной суд рассматривает дела от А до Я, с нуля. Такая практика привела к тому, что каждое пятое решение либо отменяется, либо изменяется. Но этот факт не должен ставить под сомнение компетентность местных судов, потому что в ряде случаев решение меняется из-за изменений в судебном законодательстве.

Как Вы относитесь к такому новшеству, как он-лайн-трансляция из зала суда? Когда такое нововведение появится в Батайском суде?

- На мой взгляд, он-лайн-трансляция очень удобна. Уже несколько лет таким видом связи пользуются и областной, и Арбитражный суды. Разница в том, что в областном суде он-лайн-связь налажена  с СИЗО (для того, чтобы за ходом заседания мог наблюдать осужденный),  а «прямой эфир» из Арбитражного суда доступен всем. Я думаю, в ближайшее время такой техникой обзаведется и  Батайский суд, по крайней мере, это входит в наши планы. Трансляции предполагается вести с открытых заседаний, на которых граждане могут присутствовать и лично.

В прошлом году после убийства Председателя суда в Чалтыре многие судьи области получили письма с угрозами физической расправы. Скажите, получали ли Вы подобные угрозы, и какие меры предпринимали, чтобы защитить себя и своих близких?

- Да, в прошлом году такие письма поступили и в наш суд, угрозы пришли каждому из батайских судей. В связи с этим мы собрали планерку. Я лично поговорил с каждым из своих сотрудников, чтобы выяснить, угрожал ли кто-либо им ранее, пытался ли оказать давление. О таких случаях судья обязан уведомлять и руководство, и правоохранительные органы. Что касается мер защиты, я их не предпринимал. Как говорится, кто захочет - тот найдет. А угрозы и проклятия в свою сторону судьям приходится слушать каждый день во время заседаний. Неприятно. Приходится сдерживать себя.

Существуют такие понятия, как «буква закона» и «личное мнение». Возникали ли в Вашей профессиональной практике случаи, когда они не совпадали. Как Вам удавалось «выключать» эмоции?

- Таких дел у меня было много. Одно из них я рассматривал в 2004-2005 году, когда работал в областном суде. Я тогда как раз вернулся из командировки из Чечни (до суда служил в военной прокуратуре). Мне пришлось рассматривать дело о бандформировании. Подсудимые вели боевые действия с федеральными силами, сбили вертолет с российскими пограничниками, погибли 7 наших солдат. В тот момент мне было очень трудно руководствоваться именно «буквой закона», приходилось сдерживать себя, бес беспристрастным и «закапать» свои эмоции.

Совсем недавно Министр МВД РФ Владимир Колокольцев высказался за возвращение такой меры наказания, как смертная казнь. Что думаете по этому поводу Вы?

- Я считаю, что смертная казнь не даст серьезных результатов. По меньшей мере, если судить по судебной практике, это никогда никого не останавливало. Каждый преступник полагает, что останется безнаказанным и избежит смертной казни.